>
Москва. Романтический эксперимент: «Статус свободен» Павла Руминова

Москва. Романтический эксперимент: «Статус свободен» Павла Руминова

ОбЗоркий взгляд

За восстановлении репутации отечественного ромкома взялась тяжелая артиллерия во главе с режиссером, предпочитающим документальное и авторские кино, победителем «Кинотавра» Павлом Руминовым и ведущими артистами, как театра Льва Додина так и отечественного кинематографа — актерского дуэта Елизавета Боярская — Данила Козловский. 21 января на экраны выходит гомерически грустная история о расставании «Статус свободен».

В фильме «Статус свободен» главные роли исполняет актерское трио артистов додинского Малого драматического театра: Данила Козловский, Елизавета Боярская и Владимир Селезнев.

Режиссер предлагает как героям, так и зрителям фильмарасстаться со своими иллюзиями, которые часто живут за счет того, что их подпитывает воображение. Наше представление о счастье — всего лишь продукт нашего воображения, а не то, что есть на самом деле. Главный герой Никита Колесников, харизматичный остряк стендапер, объявляет дуэль своему сопернику — сорокалетнему стоматологу, к которому ушла его девушка Афина. Никита и Афина, по-моему, забавное сочетание, все ради того, чтобы комедия не обрастала повседневными банальностями. Можно подумать, что герой Козловского объявляет войну своему противнику не просто из-за девушки, а из-за богини. Отсюда сюжетный двигатель — как не бороться за женщину, если для любящего мужчины она всегда богиня.

 

«Статус свободен» словно намеренно борется со стереотипами, которые сложились у зрителя о романтических комедиях. Ррежиссер и сценарист в одном лице, Павел Руминов, — яркий пример того, что режиссер, снимающий психологические драмы, хорроры («Мертвые дочери» 2007) не для широкой аудитории, может вот так взять и резко сменить курс. Сейчас Руминов снимает новый проект, и он снова диаметрально противоположен по жанру его предыдущей картине. Что только подтверждает, так сказать, чистоту, и азарт эксперимента. В одном из своих телевизионных интервью Павел Руминов не без справедливой иронии говорил, что в отечественных комедиях есть тенденция к «сюрреалистическому», то есть зрителю иногда не очень понятно, что из происходящего на экране за чем следует. И вот, автор артхауса, кажется, нашел ключ, каким нужно вскрывать жанр романтический комедии, чтобы она убедительно рассказывала современную историю про нас и для нас.

» Статус свободен» — это фильм не про то, как найти свою любовь, а про то, как принять  ее потерю. Герои знакомятся не романтично под соответствующую музыку, когда бросают друг на друга взгляд, и между ними пробегает  та самая искра… Здесь все происходит наоборот. Руминов очень органично и убедительно подсмеивается над самим жанром и над героем, который вроде бы не лишен романтичности, но умело ее прячет под маской остряка. И этот намеренный уход от слащавой романтики автор заявляет первым диалогом Афины и Никиты. Все диалоги  лишены банальных фраз. Например, при первом же знакомстве герой Козловского закидывает героиню Боярской абсурдистскими шутками в стиле алленовской: «Его последние слова навсегда останутся загадкой. Он прошептал: «Нет, благодарю, у меня уже есть один пингвин.» Никита, в свою очередь, начал разговор с Афиной сказав, весьма не тривиальный комплимент : «Ты, словно кетчуп. Переезжай ко мне, какой смысл перед этим знакомится с родителями.»

 

Фантастическую раскрепощенность картине, чья атмосфера, безусловно, передается в зрительный зал, и ,казалось бы , только этим способна удержать градус внимания до самого финала, придает многолетняя сыгранность додинских артистов. Однокурсники СПбГАТИ Елизавета Боярская и Данила Козловский почти десятилетие играют вместе на сцене петербургского Малого драматического театра — Театра Европы и почти всегда играют любовь в спектаклях: «Жизнь и судьба», «Коварство и любовь», «Вишневый сад» и в предстоящем «Гамлете», премьера которого намечена на конец марта этого года.  «Статус свободен» — их вторая совместная работа в кадре, до этого герои Боярской и Козловского тоже играли влюбленных в комедии «Пять невест», действие которой происходило спустя несколько месяцев после Великой Отечественной войны. Третий участник любовного треугольника — актер Владимир Селезнев  — актер Малого драматического театра, — тоже многолетний коллега Боярской и Козловского по театральной сцене.

Персонажи Данилы Козловского, Елизаветы Боярской и Владимира Селезнева получились не калькированными героями романтических комедий, не картонными, а живыми. Существуют они раскованно и все происходящее постоянно гомерически вываливается из рамок жанра и выглядит, как импровизация. Еще из-за во многом семейного состава актеров: одну из значимых героинь Валю играет девушка Павла Руминова, актриса Наталья Анисимова, Никиту в детстве — сын режиссера Милош Руминов, а маму Никиты — мама Данилы Козловского, актриса Надежда Звенигородская.

 

Почему еще «Статус свободен» по-доброму смеется над своим же жанром: главный герой не слезно рефлектирует историю, которую, как сам режиссер неоднократно признавался, произошла с ним и о чем он поведал личному дневнику.

Сюда же, словно в унисон бытующему в интеллектуальных комедиях абсурду можно отнести и самый страшный сон, который когда-либо снился Никите Колесникову. В ночном кошмаре Никита возвращается в детство.  По значимости и интонации, с которой Павел Руминов хочет показать историю, кошмарный -флешбек, показывает лицо автора. Автора в данном случае искреннего и ранимого, который уверенно прячется под маской немного циничного остряка.

«Статус свободен» очень удачно апеллирует к штампам комедий. Например, наделает героев профессиями, которые комично выглядят в матрице социальных отношений.

А еще одна составляющая шумного праздника, – это музыкальный поединок. Он каким-то фантастическим образом обошелся без американского шлягера, который еще бы усилил комизм ситуации. И вот надежда его услышать, казалось подкрадывалась, когда

Никита появился в кадре в футболке с принтом, на котором изображен Фрэнк Синатра. Подумалось вот сейчас он с такой же мощью, как его герой Лопахин из додинского «Вишневого сада» пронзительно и с каким-то агрессивным отчаянием запоет «My way». Но в фильме и без хита Синатры энергичного вокала сполна хватит.

 

Валерия Новокрещёнова

 

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×