>
Москве не хватает огня

Москве не хватает огня

Молодой срочник стоял у металлического ограждения, перекрывая проход на возвышенность «манежки».
Я и мой друг Андрей, оказались на Манежной площади, пройдя через Никольскую улицу. Манежка была взята в кольцо и пройти на нее можно было только одним путем. Молодой срочник стоял у металлического ограждения, перекрывая проход на возвышенность «манежки». Андрей подошел к парню и начал его расспрашивать, Андрей прикинулся дурачком. От солдата мы «узнали», что тут несанкционированный митинг в поддержку Навального. Сам рядовой внутренних войск родом из Мурманска, проходит службу в Балашихе. «О! У меня брат в вашей части служит. Правда сразу заболел. Ангина. Жена вчера в больницу ездила к нему как раз.» — Андрей втерся в доверие.
– А вы здесь из-за 50$?
– Что? Нет. Не верь им, нам ни копейки не платят. Не то что провокаторам.
– А вы сами за или против Путина?
– Против. У нас в стране ничего не поменялось. Только цена на нефть была высокой и было много денег. Сейчас вот цены упали и сразу кризис. Не было реформ.
К семи часам последние праздные буржуа почти покинули площадь. За ограждением садистского вида человек поглаживал дубинку. Мы прошли через площадь к огромному елочному шару. Бабушки с внуками фотографировались внутри, снаружи, чуть ли не на шаре; группа школьников смеялась: для них дюжина ОМОНовских ПАЗиков – бородатая женщина на новогодней ярмарке, глупая забава на десять минут. Гогоча, они снимали ни то происходящее вокруг, ни то себя на планшет.
Стало известно, что сам Алексей Навальный решил поддержать протест и едет на Манежную. Впрочем, до площади он так и не добрался, его задержала полиция у отеля Ritz, что стало роком для акции – ей отчаянно не хватало лидера, и если первый час это было не так заметно, то после восьми мороз еще сильней облегчил работу полиции. Во время задержания, со стороны Госдумы доносился гул сторонников Навального – многие по старой привычке пошли от Тверской, смешались с прохожими и покричав, так и не попали на Манежную из-за плотного кольца полиции.
****
В половину восьмого Андрей и я встретили хипстера-историка Пашу, парня в смешной шапке. Как раз в это время толпу разрезали казаки и люди с георгиевскими ленточками. Митингующие расступились почти добровольно.

Закрепившись у шара, бородатые мужики, непонятно, что делающие в тысяче километров от своих настоящих собратьев, вступили в словесную перепалку с особо воодушевленными митингующими. Последние, поняв, что нечего и пытаться переубедить тех, кто выполняет свою работу, махнули рукой.
Кто-то попытался согреться, прыгая и распевая «Ла-ла-ла-ла…». Пение мало кто поддержал. В это же самое время высокий тощий человек, с полным презрения, лицом, процедил: «Слава Украине!». Несколько человек, должно быть, не особо умных, ответили ему.
От острова казачества отделился молодой человек в 2 метра ростом и с приклеенной георгиевской ленточкой к правой руке. «Я его знаю!» — Андрей подошел к мужчине, которого видел уже не один раз на подобных протестах. «Вы меня не узнаете?» Человек не узнал. На все попытки логичного, аргументированного спора, он отвечал заученными фразами с абсолютно пустым взглядом. Подобие эмоций на его пустом, не обремененном лице, мы увидели, когда спросили про его работу. «Это не важно!» К счастью для властей, профессиональным «патриотам» работа не важна.
****
Прошел час. Из толпы вытащили активиста, людей стало меньше. Дезорганизация, холод, молодость, может быть даже страх разогнали больше несвоевременных протестантов, чем полиция.
Паша и Андрей, не пробившись к Старбаксу, отправились покупать кофе в Охотный Ряд. Видимо появление казаков и казачек, “первых леди Новороссии”, как выразился Андрей, их сильно впечатлило. Паша предложил вслед за казаками возродить стрельцов: “Они в красных кафтанах – тоже красивые!”

– Вот как ударит тебя такой казак нагайкой – будешь знать. – иронизировал Андрей.
– Ну пусть попробует – у меня дома семь настоящих нагаек. Не то, что у нищих казачков, которые свои хлысты (смеется) в секс-шопах покупают, где они по 500 рублей.
В это время москвичи выходили из торгового центра с праздничными пакетами, а одна из рот президентского полка построилась в Кремлевском проезде.
****
Из 3 – 3.5 тысяч к 20:00 осталось около 1 тысячи человек. Девушек почти не было. Хипстеров, кроме Паши не осталось. Пожилой интеллигент пытался посмотреть какую-нибудь информацию на Дожде – приложение FireChat себя не оправдало.
Час прошел за обсуждением протестов 90-х, будущих митингов и того, что следует сделать с Кремлем – разрушать или просто открыть для всех.
Без пятнадцати девять было принято решение о разгоне. «Космонавты», ОМОНовцы в шлемах-сферах, приготовились. Стоявшие за ограждением сотрудники полиции улыбались в предвкушении премии, легких денег. У них вряд ли могут быть причины не любить креативный класс Москвы. Чем бы дитя не тешилось.
Разгон начался без пяти девять. Мы потеряли Пашу из виду. ОМОН начал постепенно оттеснять толпу к метро «Площадь Революции», сделав пятиминутный перерыв у края гостиницы «Времена Года», чтобы увести очередного задержанного под крики: «Свободу!». Андрей достал сигарету и подошел к молодому человеку, курившему у оцепления на ступенях гостиницы.
– Ты не боишься здесь курить? – спросил я у него.
– Осведомитель ФСБ курит, так почему мне нельзя?
Движение ОМОНа началось, едва Андрей докурил. Мы быстро проскочили к краю оцепления. «С краю толпы безопасней всего.» Андрей шел в развалку, совершенно спокойный. В это время ОМОН вдавил центральную часть митингующих в ворота «Деревни Гномов». Ворота раскрылись под напором, но с территории ярмарки людей вытолкали полицейские.

Андрей взял меня за руку и мы быстро, чуть ли не вприпрыжку, прошли в авангард. Молодая девушка пританцовывала и прижималась к своему парню, кричавшему «Мусора — позор России». Мусора шли сзади них и только посмеивались.
Андрей, как и многие, постоял еще минут двадцать у метро, пока их вежливо не затолкали внутрь.

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×