Размышление
Вы когда-нибудь задумывались о скрытом смысле прочтённого? О том, зачем сделано то или иное действие? Если углубляться в эту тему, то лучше взять какие-нибудь заумные книги со смыслом, который можно понять, а можно додумать. Я хочу обсудить одну из недельных глав Торы — «Ваэтханан».
В этой главе говорится о важных вещах: что необходимо делать, чтобы народ процветал в будущем; что произойдёт, если люди отклонятся от заповедей; также здесь есть наставление — как важно передавать свои знания новому поколению.
Я бы хотела обратить внимание будущих читателей на самое начало. Каждое название новой главы Торы исходит из первого её слова. Слово «Ваэтханан» означает с иврита «и буду молить». Именно с молитвой Моше обращается к Богу, что подтверждается словами Торы: «И молился я Богу, в то время говоря, дай мне перейти и я увижу эту хорошую землю, что по ту сторону Иордана, прекрасные эти горы и Ливан». Моше просит Всевышнего отменить свое наказание и позволить ему ступить на землю Израиля, однако запрет остается неизменным. Так почему же Бог, ранее благосклонный к людям, совершающим грехи, отказался выполнить просьбу Моше? Неужели пройдя столь долгий духовный путь с народом, Моше не заслужил прощения?
Мне понравилось рассуждение на эту тему известного каббалиста Михаэля Лайтмана, в котором он считает, что у Моше была определенная миссия — учить людей тому, что мы родились для отдачи и борьбы со своим эгоизмом. Ведь каждому времени есть свой предводитель, поэтому смена Моше на Иешуа была предопределена Богом и новым временем, в котором требовался другой завоеватель с эгоистическими потребностями, чего у Моше не было. И, соответственно, это никак не было связано с его наказанием или предвзятым отношением к нему Бога. Я считаю, что у Бога существует свой план, он независим от действий людей и всё потому, что Бог должен думать глобально, то есть о народе в целом.
В продолжение вышесказанного предлагаю рассмотреть фразу: «В небе сверху и на земле снизу». На мой взгляд, в ней содержится не только наставление для народа, но для и самого Моше.
Я считаю, что Бог был настолько мудр, что, приведя Моше на самую вершину горы Синай, он хотел показать ему его значимость, чтобы он увидел с высоты птичьего полёта, насколько мелочные были его просьбы, чтобы вспомнил о том, что он духовный учитель и должен смотреть на все бытовые проблемы сверху вниз.
Всё вышесказанное сводится к тому, что мы можем предположить, что дело не в наказании Моше, а в великой миссии, которую Бог уготовил для него. Того же мнения придерживается один из еврейских деятелей 20-го века, Любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон. Он говорит: «Когда речь идёт о небесах, то есть о вещах духовных, в таких вопросах надо смотреть «снизу вверх» , надо постоянно видеть перед собой более высокую цель и стремиться к ней , но на землю, на бытовые материальные проблемы надо смотреть «сверху вниз» и не придавать им слишком большого значения».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что самым главным как для Моше, так и для народа является свойство отдачи, которое нужно взрастить в себе, беречь и развивать. Ведь если все действия, совершаемые народом, будут выполняться не ради себя, а ради отдачи и пользы для других, тогда во всем мире будет царить Божественная гармония