>
Медийный портрет подростка двухтысячных годов

Медийный портрет подростка двухтысячных годов / С.Б. Цымбаленко

25 февраля 2018
Методические разработки

Медийный портрет подростка двухтысячных годов. Пособие / С. Б. Цымбаленко – М.: ООДО «Лига юных журналистов», 2018. – 72 с.

 

 

 

Идея построения обобщенного психологического портрета не нова. Взять хотя бы «Женитьбу» Н. В. Гоголя, где невеста Агафья Тихоновна рассуждает о женихах: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить
к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько‑нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась».

 

 

Создавая медийный портрет подростков, мы будем действовать научно: среди фрагментов жизнедеятельности реальных подростков постараемся разглядеть, как они общаются друг с другом и значимыми для них взрослыми людьми, как получают и обрабатывают информацию, какими каналами
коммуникации при этом пользуются. Подобный подход именуется как «биографизация».

 

 

 

Г. Элдер [21], разрабатывая концепцию «жизненного пути», исходил из того, что процесс внутренней дифференциации поколения становится все более значимым по мере расширения социальных возможностей выбора и вариативности жизненных путей представителей одного поколения.

 

 

Дальнейшая значимость поколенческой общности ослабевает, и пути поколения все более биографизируются. Индивидуализация поколенческих практик, составных частей поколенческой когорты, наиболее точно указывает на происходящее в изменяющемся социальном мире. Причем важнейшим звеном в основании индивидуализации поколенческой группы считается индивидуализации детских жизненных целей и стратегий, которые имеют форматирующее значение.

 

 

Биографический подход был успешно применен при исследовании европейского ребенка второй половины ХХ века П. Бюхнером, Г.-Г. Крюгером, М. Дюбуа. Они пришли к выводу, что жизнь юного человека в условиях модернизации, усиления многообразия и индивидуализации стилей жизни становится «биографическим проектом»: «дети в определенной степени должны уметь преследовать свои цели, невзирая на указания родителей… Однако возросла не только возможность выбора и автономного действия, но и необходимость принятия решений, которому сопутствуют риск, стрессы, неопределенность, постоянная неуверенность и утрата традиционных форм групповой поддержки семьи и окружения… Роль индивидуальных биографий в укладе общественной жизни сильно возросла…»

 

 

Предлагаемая нами модель поколенческого портрета включает в себя статистические (количественные) характеристики поколения и индивидуально-биографические (качественные) характеристики. При
этом предполагается включение подростков и юношества в механизм самоизучения, самоописания и выбора. Опросная анкета составлена таким образом, что респондентам, отвечая на вопросы,
приходилось задумываться о своей жизни, определять роли в информационно-коммуникативных взаимодействиях (реальные и желаемые). Поколенческий портрет дает возможность интерпретаций, важных для оценки особенностей подрастающего поколения, прогноза влияния поколенческой
специфики на развитие общества.

 

 

Всматриваясь в медийный портрет, мы имеем возможность не только лучше понять детей цифровой эпохи, выстроить с ними оптимальные межпоколенческие отношения, но и разглядеть контуры эпохи, в которой нам предстоит жить, создать условия для позитивных преобразований социальной среды с участием подрастающего поколения. Это особенно актуально в связи с тем, что ученые, пытаясь строить прогнозы будущего России, приходят к выводу, что оно неопределенно, так как зависит от тех выборов, которые сделают новые поколения.

 

 

 

Наше исследование подростков в информационно-коммуникативных взаимодействиях дает представление об основных социально-психологических особенностях подрастающего поколения и помогает определить
новые цивилизационные задачи формирования медиакультуры детей цифровой эпохи, опирающиеся на нее социальные стратегии.

 

 

Исследование является продолжением анализа тенденций, обнаруженных в 1998–2014 гг. Они кратко изложены в первом разделе отчета. Новые данные были получены в результате социологического опроса и наблюдения учащихся Москвы, которые приняли участие в медиаакадемии в международном детском центре «Артек» в июле-августе 2017 г. В опросе приняли участие 1657 человек из всех федеральных округов,
чтобы была возможность сравнения учащих ся Москвы (22 %) с другими подростками.

 

 

 

Данные позволили создать типичный медийный портрет подростка – жителя мегаполиса. Сенсационным стало увеличение почти в два раза чтения книг в структуре досуга и при получении значимой информации, а также в целом интеллектуализация информационного пространства подростков.

 

 

Сделать портрет более биографическим помогли наблюдения за шестидесятью юными медиалидерами и заметки юных журналистов, информация из «первых рук», которая дополняет социально-психологические
исследования.

 

 

Мы приглашаем познакомиться с медийным портретом ученых, специалистов, педагогов и родителей.  Надеемся, что это будет интересно самим подросткам, возможно, они захотят «дорисовать» портрет,
присылая свои отзывы и сообщения на почту sbz-2@mail.ru и портал юных журналистов https://ynpress.com/

 

 

 

Сергей Борисович Цымбаленко
доктор педагогических наук

 

 

 

 

Пособие издано с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

 

 

 

 

×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×