Искусственный разум
МОЯ СТАТЬЯ:
«А голову ты дома не забыл?» — эту фразу наверняка слышал каждый школьник. Но именно наше поколение, возможно, доживет до того момента, когда эти слова будут звучать не как шутка, а вполне обычный вопрос. Некое подобие человеческого мозга, сознания — в недалеком будущем ученые смогут воссоздать все это. Работы над искусственным разумом ведутся давно. Нейронные сети — так называется математическая модель сознания.
Нейросети уже пишут музыку. Российская группа «Моя оборона» выпустила целый альбом, созданный искусственным интеллектом.
Нейросети пишут стихи. И недалек тот день, когда ученые но основе всех текстов какого-нибудь классика, например Пушкина, смогут воссоздать его нейроверсию, которая будет создавать новые стихи, по стилю неотличимые от произведений Александра Сергеевича!
А нейросеть «Гоголь» напишет утраченное продолжение «Мертвых душ»!
Нейросети смогут усваивать информацию, делать выводы из собственных ошибок, развиваться. Они смогут водить автомобили, поезда, заменят человека на кассе супермаркета и так далее.
На тему искусственного разума давно рассуждает мировой кинематограф и литература. И вопросы ставятся очень интересные. Например, а что, если искусственный разум сможет испытывать эмоции? Не будет ли он страдать, осознавая себя личностью, лишенной тела?
Так в одной из серий фильма «Черное зеркало» ученый-параноик по образцам ДНК создает точные копии сознания своих коллег по работе и загружает их в свой компьютер.
Копии осознают себя так же как оригиналы. И они приходят в ужас от того, что оказываются навсегда заперты в искусственном мирке, который выглядит как палуба звездолета.
На эту же тему рассуждает итальянский режиссер Габриэле Сальваторес в фильме «Нирвана», который вышел в далеком 1997 году.
Главный герой фильма — персонаж компьютерной игры, создатели которой перестарались с реалистичностью. Мужчина раз за разом просыпается в одной и той же комнате — это начало миссии. На него нападают одни и те же люди, события развиваются по одному и тому же сценарию. Но что-то пошло не так, и память персонажа не стирается каждый раз. И он все помнит. Все неудачные дубли. Каждую свою «смерть». И мучается от этой предопределенности. В итоге персонаж обращается к создателю игры с просьбой «удалить» его, так как жизнь сознания, осознающего себя как личность, в тесных рамках компьютерной игры невыносима.
И программист, который для этого персонажа выступает «Создателем», в конце фильма выполняет эту просьбу, прекращает страдания. Он плачет, нажимая кнопку «delite”.
Подобные вопросы возникают и в других произведениях на эту тему.
С какого момента математическая программа становится разумом?
В какой момент искусственный разум становится личностью?
Должна ли искусственная личность обладать правами и защищаться законом?
Насколько гуманно и этично создание искусственного разума?
А что, если личность — всю нашу память, мысли, образ мышления — можно будет записывать на флешку или залить в сеть? В облако? Означает ли это, что человечество на пороге бессмертия? Все это жутко интересно. Но слишком много возникает вопросов, с которыми человечество раньше даже не сталкивалось.