>
ДЕНЬГИ В ЦИФРЕ. ЧТО ЖДЁТ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ ПОСЛЕ ВОЛНЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ДЕНЬГИ В ЦИФРЕ. ЧТО ЖДЁТ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ ПОСЛЕ ВОЛНЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Новости

 

 

 

Первые шаги в реализации национального проекта «Цифровая экономика» уже дают определённые результаты: за два последних года технологическое развитие затронуло практически все области экономической сферы страны. По словам главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной, за это время удалось пройти начальный этап цифровизации банковского сектора и завершить больше половины работы по его оздоровлению после кризисных ситуаций. Тем не менее, с появлением новых цифровых возможностей перед банковской системой стоят новые вызовы, с которыми ещё предстоит разобраться.

 

 

 

 

Уровень развития финансового рынка зависит от многих факторов, образующих единую экономическую картину страны: диверсифицированность производства, уровень кредитного доверия, положение страны на международной арене, способность экономической системы противостоять внутренним и внешним угрозам, степень развития институтов власти. Особенностью финансовой сферы и, в частности, банковского сектора России является достаточно высокий уровень концентрации отдельных субъектов. Так, согласно программе Центрального банка «Основные направления развития финансового рынка РФ на 2019-2021 гг», пять крупнейших кредитных организаций обладают 60,4% совокупных активов банковского сектора.

 

 

 

 

С одной стороны, такая организация банковской сферы позволяет обеспечить достаточно быстрый процесс цифровизации и внедрения инноваций. В это же время, подобная структура с пониженным уровнем конкуренции может оказать негативное влияние на качество обслуживания и разнообразие банковских продуктов.

 

 

 

 

Обратная сторона инноваций

 

 

 

Постоянный и повсеместный дистанционный доступ клиентов к банковским продуктам и услугам предоставляет огромный спектр преимуществ и достижений. От обращения к сервисам банка в онлайн-режиме до принятия решений по дальнейшим действиям в рамках предоставляемых операций сейчас проходит минимальное количество времени. Всё чаще подобные решения осуществляются и вовсе без присутствия банковского сотрудника — все действия совершаются практически моментально. Причём, речь идёт не только о простейших сделках, но и, например, о функциях «персональных финансовых советников».

 

 

 

 

 

 

Тем не менее, проявленный ранее восторг и позитивные предпосылки насчёт стремительного технологического развития внутри банковского сектора большинство экспертов сейчас ставит под сомнение. Это связано с несколькими причинами: во-первых, увеличение доступности услуг снижает потребность в целом ряде специалистов, начиная с банковских работников и заканчивая информационными консультантами. Как следствие, в последние годы заметно уменьшается не только число отделений и филиалов банков, но и общее количество банковских организаций: за последние 10 лет этот показатель сократился вдвое и продолжает снижаться сейчас.

 

 

 

 

 

 

Статистика  подтверждает, что необходимость в финансовых посредниках практически исчезает, и цифровизация играет основную роль в этом процессе. По словам эксперта, из-за развития инноваций не будут нужны и другие виды специалистов помимо банковских: аудиторы и бухгалтеры — по крайней мере, рядовые работники, не обладающие уникальными знаниями.

 

 

 

Банки не нужны?

 

 

 

По различным подсчётам, цифровизация в банковском секторе способна снизить количество издержек на 10-15%, что, несомненно, является благоприятным фактором. При этом, внедрение инновационных технологий может не только максимизировать объективность оценки рисков при выдаче кредитов или выпуске депозитных продуктов, но и распространить эффективные финансовые инструменты в рамках небанковских услуг. Однако на данный момент эта составляющая находится на более низком уровне, что, с другой стороны, не исключает возможность потенциального роста в ближайшей перспективе.

 

 

 

Одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек, является перевод данных о клиентах, их действиях и операциях в цифровую форму, а также формирование общей картины потребителей, их интересов и кредитных историй в электронном виде. В течение нескольких последних лет в стране развивается широкая сеть сбора биометрических данных, которые должны увеличить защищённость и безопасность персональной информации клиентов. Однако в отличие от других государственных структур и учреждений, банковские организации неспособны обеспечить хранение большого количества биометрических данных на уровне государственной тайны, чего требует Федеральная служба безопасности.

 

 

 

Исходя из этого, институт банка сейчас находится в несколько уязвимом положении, так как принцип банковской тайны на данный момент — основополагающий инструмент работы кредитных организаций. В случае если он не будет реализован в достаточной мере и гарантирован клиенту как точка опоры всей деятельности на финансовом рынке, то это может поставить под вопрос уникальность банковской деятельности и необходимость в финансовом посредничестве.

 

 

Тем не менее, банковский сектор на сегодня является одним из самых быстроразвивающихся в рамках проекта «Цифровая экономика», что позволяет ему выходить, в том числе и на иностранный рынок. По словам Германа Грефа, организациями-соперниками «Сбербанка» становятся мировые компании Google, Amazon; и уже к 2030 году банк планирует составить им достойную конкуренцию в международном финансовом мире.

 

 

Говоря о сегодняшнем дне, Эльвира Набиуллина заявила, что российский финансовый сектор вполне успешно оседлал цифровую волну: «По оценкам – мы на третьем месте в мире по проникновению финансовых технологий, но одновременно с этим возникают новые вызовы» — подытожила глава Центробанка РФ. Как с ними справится российская экономика, станет ясно уже в ближайшем будущем.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×