Маршрут «По стопам притчи» или путешествие в Самарру

Мы и мир

Восточные притчи… Как в них тонко подмечается психология человека! Пытаясь убежать от трудностей, мы все равно встречаемся с ними. От судьбы не уйдешь? Или все-таки можно?

1 день

Гул самолета. Жесткий ремень, но он не мешает восторгу полета. Уже не видно фигурок людей, зданий аэродрома. В круглом окошке перед нами развернулась карта: квадраты – кварталы, полоска- река, прямоугольники — пашни. Знакомые пейзажи растворяются, отдаляются, и ничего уже не видишь, кроме неба, пушистых облаков. Уже в который раз мои мысли то возвращаются на покинутую нами землю, то вновь, минуя лайнер, уносятся куда-то вдаль…

Шасси касаются земли. Радостные возгласы, аплодисменты. Спустя несколько минут мои легкие обжег южный жаркий воздух. Здравствуй, Багдад!

Сквозь приоткрытые окна такси просачивается атмосфера этой страны – купели зарождения человеческой цивилизации. Проезжая по древним извилистым багдадским улочкам, обращаю внимание на изысканную архитектуру 13-векового города. Сразу приходят воспоминания о восточных сказках, легендах, притчах, и саундтреком к ним звучат арабские нотки, доносящиеся из «забегаловок». Гуляя по городу и любуясь минаретами, я даже не заметила — последние лучи солнца, как сто и тысячу лет назад, уходят за горизонт этих пропитанных историей мест.

2 день

Сияющие в утренней дымке мечети создают ощущение призрачности происходящего. Через полтора часа дороги Багдад скрылся с глаз. Мы все ближе к Самарре. Пальмы вокруг трассы пушистыми одуванчиками колышутся в такт биению сердца. Речь нашего экскурсовода Селима льется монотонной рекой.

И рассказал он нам легенду «Свидание в Самарре»:

«Жил в Багдаде торговец, и был у него слуга. Однажды, вернувшись с рынка, работник рассказал, как его толкнула женщина, но, обернувшись, он увидел смерть, делавшую угрожающий жест. Тот слуга ускакал на лошади хозяина в Самарру, считая ее безопасным местом. Когда торговец пошел на рынок, увидел смерть в толпе. Он подошел к ней и спросил: «Почему ты угрожала моему слуге?» И та ответила ему: «Я была поражена, увидев его в Багдаде, потому что знала, что сегодня вечером у нас с ним свидание в Самарре», — рассказывал багдадец». Мудрая восточная легенда, философская притча, многозначная и такая понятная…

И вот мне уже видится тот слуга, испуганно скачущий, убегая от смерти, и видится смерть, ожидающая его в Самарре с ехидной улыбкой.

Восточные притчи! Как в них тонко подмечается психология человека, не меняющаяся с тех далеких времен, несмотря на полеты в космос, нанотехнологии, роботов, беспилотный транспорт. Жизнь полна парадоксов – пытаясь убежать от трудностей, мы все равно встречаемся с ними, но уже переросшими в проблему. «От судьбы не уйдешь», — гласит русская пословица. Однако в притче нет этого фатализма. В ней говорится о том, что у человека все же есть выбор – пытаться уйти от проблем, выбрав кажущийся легким путь, или не боясь трудностей противостоять судьбе.

Задумавшись, я не замечаю, как летит время, и вот вдали уже показался город. Я увидела восточную грацию камня, блеск воды древних ирригационных каналов, защищавших город. Даже издалека видно: Самарра — прекрасный город! Мысленно перенесясь на тысячу лет назад, я представила, как над городом возвышалась бы одна Великая мечеть. Сейчас же, чтобы взглянуть на нее, мы проезжаем сотню улиц, десятки кварталов. И вот она! Как будто из-под земли выросшая своими спиралями минарета. Пятьдесят два метра культуры и истории показывает нам Великая мечеть, построенная при халифе аль-Васике, — свидетель смены великих эпох.

В Самарре сохранилось множество памятников культуры, четыре соборные мечети, остатки Северного города и многое другое. Мы прогулялись по дворцу, который, по рассказу Селима, является одним из крупнейших дворцовых сооружений в истории исламской архитектуры.

3 день

Машина, бегущая наперегонки с ветром, навевает все те же видения погони смерти за слугой. Та же дорога, те же герои, но конец уже другой — слуга смог обвести вокруг пальца смерть. Однако я опять замечталась.
Багдад навалился громадой домов, мечетей, памятников. Удивительная, непередаваемая культура этой восточной страны сочится здесь из каждой двери и распахнутого оконца. В городе множество мечетей — недаром Багдад с персидского переводится «божий дар». Мы побывали во дворце Аббасидов и мавзолее Зубайды, полюбовались воротами Баб аль-Вастани и другими достопримечательностями.

На город опустились сумерки, и вот мы уже в самолете. Огни города превратились в дерево со светлячками. Уже завтра мы будем в своем облаке светлячков.