>
Вам и не снилось…

Вам и не снилось…

Рецензия

Одиночество, отсутствие взаимопонимания, поиск счастья – общечеловеческие проблемы, о которых написано не одно произведение, снят не один фильм. Можно сказать, что в этом отношении кинолента «Вам и не снилось» не стала исключением. 1981 год. На киностудии имени М.Горького режиссер Илья Фрэз снял фильм по одноименной повести Галины Щербаковой. В картине, как и в книге, — жизнь людей, ищущих счастье. Наверное, поэтому не ослабевает интерес к фильму, которому в марте исполняется 38 лет.

 

 

Сейчас уже совсем не та Москва, что видим мы на экране: давно нет школьной формы, летних трудовых лагерей, родители реже приходят в школу, чаще звонят по телефону, но проблемы в фильме все те же: взросление, самоопределение, чувство долга, преданность и предательство, но лейтмотив всего происходящего — любовь, которая становится центром всех сюжетных линий в кинокартине. И это не только история первой любви двух подростков. Они трогательные и нежные, юные и влюбленные, романтичные и заботливые. Но и любовь родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, учителя к ученикам.

 

 

Катя, роль которой исполняет Татьяна Аксюта, а по книге – Юля, с семьей переезжает в новый район и переходит в новую школу, в предпоследний класс. Маленькая девочка по сравнению с выглядящими взрослыми одноклассницами, в больших немодных очках, она привлекает своей естественной красотой Романа, которого сыграл Никита Михайловский. Искренний, заботливый, рассуждающий очень по-взрослому Роман становится для Кати рыцарем без страха и упрека.

 

Вспомним сцену в кафе, когда выключили электричество, а на столе горит свеча, когда Рома с таким трепетом и с такой нежностью греет ручки Кати. Это была одна из первых снятых сцен, когда актеры ещё не очень хорошо знали друг друга, но сколько тепла в этом эпизоде. Здесь же показан характер героя, готового принять смерть первым, потому что он мужчина. И по тому, как предан Роман Кате, по тому, с какой нежностью и заботой он относится к девочке, зритель понимает, что если война, то Рома, не раздумывая, пойдет защищать свою любовь. Эти дети способны преодолеть любые испытания на пути к счастью. Их чувству не может помешать ревность мамы Ромы к Кате и ее маме. Шекспировские страсти разгораются в Москве 20 века (надо сказать, что автор повести вынуждена была изменить имя своей героини Юли, потому что был высказан упрек, что автор себя «возомнила» Шекспиром, дав юным влюбленным такие имена), дети любят друг друга, родители не хотят принимать этой любви.

 

 

Мама Ромы, Вера Васильевна, которую играет Лидия Федосеева-Шукшина, сильная женщина, которой больно смотреть на неугасшее чувство своего мужа к Людмиле Сергеевне, маме Кати, и она, перенося свою обиду на Катю, категорически не хочет слышать о ней, приговаривая сыну: «Таких Кать у тебя будет миллион!».

 

Отец Ромы Константин Лавочкин, его играет Альберт Филозов, живет скучной жизнью. Неожиданная встреча с первой любовью всколыхнула воспоминания о прошлых чувствах, подарила возможность помечтать, пусть лишь о новом костюме, но это хоть какое-то изменение в серых буднях мужчины, который рядом с властной женой забыл, как проявлять характер, стал бесхребетным. Узнав о кознях жены, хоть и поздно, но отец встает на сторону сына.

 

 

Как же непохожа на Ромину семья Кати! Мама-красавица во второй раз вышла замуж и очень счастлива. В семье царит любовь и понимание, поэтому так бережно все в этом доме относятся к чувствам Кати, поддерживают ее. Особенная близость показана не через диалоги, а через сцену молчания, когда мама с дочерью вместе слушают голос Ромы, записанный на плёнку. Беспомощная от обрушившегося на нее горя одиночества Катя прижимается к маме, ища спасения и защиты. У кого же ещё ребенку искать поддержки, как не у матери. Хотя Катя и признается, что думала о том, что для мамы важнее новый муж, новый ребенок. Но, к счастью, Катя не остаётся одна со своим горем одиночества, у нее есть опора – семья.

 

 

А вот классный руководитель – Татьяна Николаевна, ее роль исполняет Елена Соловей – абсолютно одинока. У нее есть школа, ее ученики, которые ей доверяют, с ними можно поговорить по душам. Но Татьяна Николаевна все же одна: пройдя в юности через первую любовь и не сохранив ее, героиня сравнивает те чувства со своим отношением к возлюбленному Михаилу, которого воплотил на экране Леонид Филатов. Кажется, они любят друг друга, но уступить в чём-то, пожертвовать чем-то личным для любимого человека не хотят. «Я без тебя могу»,- говорит Татьяна Николаевна срывающимся голосом, но зритель понимает, что не может, нет, не может она без любви! Чтобы заглушить страдание, Татьяна Николаевна пытается найти альтернативу любви – чувство долга, которым она хочет оправдать свое существование на Земле. Конечно, без долга жить нельзя, но и без любви, увы, тоже. И это тонко чувствует Катя, преодолевающая расстояние между Москвой и Ленинградом, чувствует Рома, падая с высота на снег рядом с Катей.

 

 

Чувства главных героев проходят сложные испытания, в том числе и искусственно созданные родственниками. И это подводит к главной мысли – взрослые не вправе запрещать детям идти по собственному пути, решать судьбу за них. Такое вмешательство чуть не привело к трагедии, но «смерть побеждающий вечный закон, это любовь моя» — гимн тем, кто проносит свое чувство через любые испытания, защищая и сохраняя его. Эти строчки Рабиндраната Тагора, положенные на музыку Алексея Рыбникова, дают понять, что все закончится хорошо. Дети — мальчик и девочка, появляющиеся в конце фильма — как знак бесконечного круговорота любви в природе, знак того, что все равно любовь сильнее смерти!

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×