>
Планета детства — Орлёнок

Планета детства — Орлёнок

Юношеская газета

Ты можешь узнать об «Орлёнке», его лагерях и уникальных местах в интернете. Ты можешь выучить все-все легенды, найти семь крабов и солнышко на набережной. Ты можешь пересчитать ступеньки на лестнице любви, но так и не понять, в чём «волшебство» этого места. Потому что ту самую неповторимую атмосферу в «Орлёнке» создают не только здания, тропинки и легенды, но ещё и люди, которые здесь работают. Специально для вас я провела собственное журналистское расследование, пообщалась со «взрослыми» орлятами, которые работают в центре уже много-много лет и узнала столько интересных историй про тогда ещё Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», что дух захватывает! Интересно?

 

 

 

С чего начинался «Орлёнок»: про палатки, орлятскую форму и красную икру

 

 

Только представь себе: шум волн, бьющихся о парапет, брезентовые палатки (вместо уютных домиков), звук горна по утрам (это такой сигнальный музыкальный инструмент) и целый отряд детей в одинаковой форме, шагающих в столовую.

 

 

Оказывается, в самом начале — ещё в 1960-х — в пионерском лагере «Орлёнок» была только одна дружина «Солнечная» — именно так раньше называли лагеря. Об этом мне рассказала Галина Заводовская, старший администратор Дворца культуры и спорта. Она работает в центре уже больше 40 лет! А в 1963 году была здесь ребёнком.

 

 

— Принимали нас в здании, которое представляло собой что-то вроде приёмного корпуса и находилось на месте сегодняшнего Дворца культуры и спорта (ДКиС), — вспоминает Галина Борисовна. — Там нас встречали, купали, переодевали, каждому выдавали форму. Её было несколько видов. В повседневную входили шорты, клетчатая рубашка, панама. Парадная форма состояла из клетчатой же рубашки, голубой юбки в складку и пилотки. А ещё нам выдавали спортивные костюмы синего цвета, потому что на дворе стоял май, а значит вечера были прохладными.

 

 

Маленькая Галина попала в девятый отряд и стала членом совета дружины. В него входили по одному представителю от каждого лагеря. Ежедневно, во время ПЧМ (тихий час, или полтора часа молчания), они собирались, чтобы обсудить свои дела. Всем выдавали записные книжки в красном переплёте со значком «Орлёнка» на обложке. В ней всё и записывали. Задач у них было много! Например, поддержание чистоты и порядка в отрядах и в лагере. Или дежурство в столовой. Ничего не напоминает?

 

 

— Помню, что повара были очень хорошие, постоянно нам рассказывали, как какое блюдо готовится. А кормили нас, кстати, очень хорошо, — рассказывает Галина Борисовна. — Даже красную икру давали — не на хлебе, а прямо в тарелочках! А мы, глупые, не всегда её ели. Зато ленивые голубцы я уметала только так — это было моим любимым блюдом. В отличие от каши, которую давали часто. В конце концов, детское меню в лагере должно быть правильным. За нами даже медсёстры следили, чтобы кашу доедали.

 

 

 

Алые паруса

 

 

Также мне удалось узнать историю о том, как Лилия Бавыкина, которая ещё в 1970-х была вожатой в дружине «Звёздной», сумела оживить ту самую повесть-феерию «Алые паруса».

 

 

Только представь… 22.00 на часах. Орлятские круги на набережной. Море и волны, медленно «шествующие» по песку.
Свет во всём «Орлёнке» гаснет. Полная темнота. И вдруг на палубе дружины «Штормовой» вспыхивает прожектор. А в его луче появляется силуэт огромного сказочника с большой книгой в руках, в ногах у которого сидит маленькая Ассоль.

 

 

— В лагере начиналась «Книжкина неделя», и мы с вожатыми решили сделать такое необычное открытие, инсценировав отдельные страницы из знаменитой повести-феерии, — рассказывает Лилия Николаевна. — Правда, это было втайне от всех всех! Вожатые остальных дружин знали только, что всем им нужно прийти на пирс с цветами.

 

 

— Александр Грин. «Алые паруса», — говорит голос на фонограмме. А маленькая Ассоль, которую играла Лилия Николаевна, бежит по пирсу, раздвигая руками море цветов.

 

 

— После этого по сценарию всё должно было закончиться, — улыбается моя собеседница. — Но… когда я подбежала к концу пирса, увидела, что навстречу мне плывёт шхуна под алыми парусами!

 

 

Оказалось, что парни из вожатского отряда втайне от девушек решили продолжить эту сказку. Ассоль запрыгнула на судно, и оно пошло вдоль берега.

 

 

— Дети были в восторге! Они забегали по колено в море, махали нам руками, — вспоминает Лилия Николаевна. — А в это время в разных частях «Орлёнка» под музыкальное сопровождение вспыхивал и гаснул свет. Это было необыкновенно красиво!

 

 

Сегодня, будучи на заслуженном отдыхе, Лилия Бавыкина с удовольствием приезжает в центр из Северной Осетии в гости к «современным» орлятам. И с радостью рассказывает им удивительную историю о том, как в «Орлёнке» оживает сказка.

 

 

 

Американская пицца & орлятские пельмени

 

 

А в столовой детского лагеря «Стремительный» работает шеф-повар Алла Шевлякова. За плитой «орлятской кухни» она стоит уже 50 лет. Именно она рассказала мне о том, как ещё в советский «Орлёнок» приезжали ребята из других стран и устраивали здесь дни их национальной кухни.

 

 

— Руководители делегаций прямо в столовой готовили свои угощения, а дети в это время зазывали гостей и презентовали блюда. Очень душевно было, — вспоминает Алла Ивановна. — Казахская кухня, индийская, китайская, азиатская — чего только не было. Но больше всех меня удивили американцы, которые готовили пиццу! Они замешивали тесто на… растительном масле! У нас, конечно, так не делают, и я считаю это не совсем правильным с точки зрения полезности. Но детям нравилось. Ещё бы: колбаска, сыр и море овощей в начинке. Неудивительно, что и сегодня молодёжь так любит пиццу.

 

 

Но больше всего, конечно, орлята любили пельмени, которые повара лепили прямо в столовых.

 

 

— Помню, как на длинном-длинном столе вдоль всей кухни мы раздавали детям полные тарелки пельмешек, — рассказывает Алла Ивановна. — Уплетали за обе щёки! Ещё бы, «домашние» блюда, да ещё и приготовленные с любовью, всегда ценятся высоко.

 

 

 

Вместо эпилога

 

«Круг неразрывный нельзя разорвать…» — это строка из вечерней речёвки, которую знает каждый орлёнок. Мне кажется, что в этом и отображается вся суть той самой неповторимой атмосферы центра. Ведь каждый, кто однажды ушёл, уехал из «Орлёнка», вернётся сюда вновь. Все расстояния когда-нибудь в круг замыкаются. Так и герои моего материала. Кто-то был в центре (пионерском лагере) ещё ребёнком. Кто-то пришёл сюда и не смог уйти. А кого-то сам «Орлёнок» не смог отпустить, потому что всего за одну смену ты настолько насыщаешься лагерем, что море плачет, когда ты уезжаешь…

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×