Пионерия времён Юрия Андропова, Константина Черненко и Михаила Горбачёва
Пионерское движение, зародившееся сто лет назад в нашей стране, с течением времени и прогресса претерпевало изменения. Пионеры, которых описывал А. Гайдар в своих книгах, и пионеры 1980-х – это принципиально разные виды пионеров. Неизменно всегда была только идеология: пионеры вместе со всей страной строили светлое коммунистическое будущее.
Сегодня я получила задание подготовить материал, посвящённый столетию пионерской организации. Одно из требований: журналистский материал должен опираться на воспоминания о пионерском детстве и показывать его влияния на судьбы детей.
Ассоциации
И первое, что мне приходит в голову, это интервьюировать мою маму. Ведь пионерская эпоха легла в основу её детства. Я бегу на кухню, где она жарит оладушки и сходу задаю ей свой первый вопрос:
— Мама, какие первые ассоциации у тебя вызывает слово «пионерия»?
Мама с непониманием смотрит на меня, но немного осмыслив вопрос и поняв, что мне это необходимо для моего очередного важного журналистского дела, отвечает:
— Саманта Смит, пионерский лагерь, пионерский галстук.
— Отлично! – восклицаю я, — давай тогда по порядку. Почему Саманта Смит?
Саманта Смит
Мама выключает плиту, отставляет в сторону оставшееся тесто, ставит чайник, и мы садимся за стол:
— Почему Саманта Смит? Эта девочка-миротворец из США приехала к нам в СССР по приглашению генерального секретаря КПСС Юрия Андропова, чтобы лично убедиться, что советский народ не хочет войны. Тогда были времена «холодной войны», когда с двух сторон ядерных держав США И СССР, правительства этих стран через СМИ накачивали своих граждан, о якобы желании противоположной стороны нанести ядерный удар по другой стране. По обе стороны океана простые люди жили в страхе о начале ядерной войны.
И вдруг в 1983 году из США к нам прилетает Саманта, (она была на 2 года меня старше), и говорит, что на самом деле простые американцы не хотят войны, что в Америке такие же дети, которые хотят дружбы и мира.
Её приезд освещают все мировые СМИ. Для неё организовывают специальную делегацию. Ей показывают Санкт Петербург (тогда Ленинград), Москву и Крым. Её селят в «Артеке» со сверстниками из СССР, выдают пионерскую форму, которую она там носит. Саманта с удовольствием общается со всеми ребятами, всегда улыбается и смеётся.
— Откуда вы всё это узнавали?
— В нашем детстве каждый ребёнок обязан был выписывать газету «Пионерская правда». Эта газета публиковала её фото и интервью. Красивая, весёлая Саманта Смит растопила сердца советских детей. Мы ей поверили, что американские дети точно такие же дети, как и мы – добрые, искренние, дружелюбные и жизнерадостные.
Саманта Смит дала мне, ребёнку уверенность и радость, что на нас никто не нападёт, что всё будет хорошо. Она была настоящим символом мира в мире.
И мы все искренне переживали, когда через два года, в свои 13 лет, её самолёт разбился при посадке. И она погибла вместе со своим отцом.
Немного о СМИ
Мама накладывает мне оладушки, наливает в розетку варенье и говорит: «Ешь, давай!». Я надкусываю и интересуюсь:
— Почему и для чего СМИ США и СССР врали людям с двух сторон, о желании ударить ядерной бомбой по противоположной стороне, вызывая у взрослых и детей страх и агрессию?
— Дочь, это политика. У каждого государства в разные периоды времени она своя. У кого-то она мирная, у кого-то воинствующая и захватническая, то есть агрессивная.
А СМИ – это некий инструмент, позволяющий манипулировать сознанием людей. Если государству надо накачивать свой народ негативом, агрессией и держать в страхе, то ежедневно во всех СМИ нам преподносили информацию в таком ключе. Если государства решили наладить отношения между собой, то появилась вот такая девочка-миротворец, и этими же СМИ, через информацию в дружелюбном направление, было снято в нашем сознании враждебное отношение друг к другу и страх. Недаром СМИ называют «четвёртой властью» после исполнительной, законодательной и судебной.
Я понимаю, что отхожу от заданной темы, но меня переполняет возмущение:
— Почему СМИ лгут?! – не унимаюсь я.
Мама вздыхает:
— Потому что они – зависимы! И тогда, и сейчас СМИ получают гранты и зарплаты из бюджета государства. Поэтому информация государственными СМИ — однобокая, только такая, какая нужна для политики государства на текущий момент времени. А чтобы писать правду, надо быть независимыми ни от кого. Например, как мы сейчас с тобой!
Пионерский лагерь
Я удовлетворена ответом, доедаю свои оладьи и запиваю чаем:
— Следующая ассоциация, которую ты назвала — пионерский лагерь. Почему?
— Потому что это лето, каникулы! Ежедневно на свежем воздухе в сосновом лесу рядом с речкой в кругу друзей без учёбы, поучений и наставлений родителей, одним словом — свобода! – смеётся мама.
Каждый год, начиная с 1 по 8 класс, меня отправляли в лагерь на 2 месяца. Это был пионерский лагерь «Полёт», находившийся в пригороде Воронежа «Дубовка». Он до сих пор функционирует в тех же спартанских условиях для сегодняшних детей. А для нас тогда это была совершенно обычная и приемлемая среда обитания: деревянные корпуса, в палатах по 12 коек с металлическими грядушками и панцирными сетками, туалет на улице, умывание всегда холодной водой, 1 раз в неделю банный день, в отряде 36 человек и 2 вожатых, в лагере 8-9 отрядов. В выходные дни родителям разрешалось нас навещать. Они привозили нам печенье, конфеты и фрукты.
— Зачем? Вас плохо кормили?
— Кормили нас хорошо, 4 раза в день. Голодными не были. Просто был такой обычай, которому все следовали. На выходные можно было ребёнка забрать домой, но мы особо туда не хотели. Потому что в лагере было много дел, соревнований, а по вечерам кино или танцы. Именно на дискотеках в лагере зарождались первые симпатии у мальчиков и девочек.
Я доедаю свои оладьи и пытаюсь вернуться к теме разговора:
— Что из пионерской жизни тебе больше всего запомнилось?
Мама улыбается, встаёт из-за стола, приносит свой детский альбом с фотографиями, извлекает из него диплом и передаёт мне. Я читаю. Моя мама признана лучшим командиром 2 отряда в «Смотре строя и песни».
— Мам, тебе нравилось быть командиром?
Мама опять улыбается:
— Да! Я обожала быть командиром. В старших отрядах ребята всегда выбирали меня председателем отряда.
— А что входило в твои обязанности?
Мама показывает мне фото:
— Это мы, председатели отрядов сдаём рапорт председателю совета дружины пионерского лагеря. А тот, в свою, очередь будет сдавать рапорт старшему вожатому лагеря. А на открытии и закрытии лагеря старший вожатый сдаёт рапорт начальнику пионерского лагеря.
— А что такое рапорт?
— Рапорт – это доклад о присутствии отряда на линейке и готовности его к свершению пионерских дел. Во время рапорта председатель поворачивает голову в сторону отряда, и отряд кричит своё название, а потом девиз. Во время рапорта председатель отряда всё время держит салют над головой и опускает его только по разрешению председателя дружины. На утренних линейках оглашались лагерные мероприятия на день, на вечерних линейках подводились итоги. Каждая линейка обязательно заканчивалась призывом от старшего пионерского вожатого: « Пионер, в борьбе за дело коммунистической партии Советского Союза, будь готов!». Пионеры салютовали и хором отвечали: «Всегда готов!».
— Что ещё делали на лагерной линейке?
— Каждое утро на лагерной линейке утром поднимали, а вечером опускали флаг СССР. Делали это 2-3 пионера накануне дежурившего по лагерю отряда. На своей вечерней отрядной линейки ребята выбирали из отряда лучших отличившихся за день, потому что поднимать и опускать флаг считалось очень почётно. Входили на линейку отряды маршем с речёвкой, впереди командир отряда, рядом знаменосец с флагом отряда, дальше весь отряд в две или три колонны по росту. Потом вносили знамя под бой барабанщиков. Барабанщиков отбирали по одному от отряда и на линейке выстраивали по росту. Знамя лагеря обычно вносил крепкий парень из старшего отряда, а впереди и сзади его сопровождали две девочки.
— Что такое пионерский салют?
— Пионерский салют — это поднятая под углом кверху рука, согнутая в локте. Пальчики на ладони прижаты друг к другу на уровне лба, но лба не касаются.
— Какие мероприятия ты любила больше всего в лагере?
— Больше всего мне нравилось всё, что связано с искусством: пение, театр. Вот фото, где я в роли королевы, рядом со мной – принцесса. И заметь, нет никаких дорогих платьев. Всё делалось из подручных материалов, в данном случае из простыней, а на голове вместо короны — бусы. Нам тогда искренне казалось, что это настоящие королевские наряды. Ведь детская фантазия не имеет границ, а в лагере была очень добрая и дружественная атмосфера. Нам всегда рукоплескали и кричали: «Браво!».
— А что со спортом было в лагере?
-Каждый день в лагере проходили какие либо соревнования: футбол, настольный теннис (именно в лагере я научилась играть в него) и пионербол.
— Там ты тоже была командиром?
Мама смеётся:
— Да! Как ты догадалась? Я была капитаном в пионерболе. Но больше всего я любила настоящие походы с палатками, едой на костре и песнями под гитару. Мы уходили от лагеря недалёко, 3-5 километров, но это уже была совсем другая романтика.
— А что из патриотичного у вас было в лагере?
— Игра «Зарница», смотр строя и песен, инсценировка военных песен.
— «Зарница» — интересная игра?
— Мне нравилась! В нашем детстве такие игры были в тренде, как сейчас говорят. Ребят лагеря делили на две армии. Одна армия нарезала из красной бумаги себе пагоны, а вторая из синей. Потом эти пагоны пришивали на плечи футболок.
Утром в 6.00 — подъём. Умываемся, завтракаем. В 7.00 каждая армия получает знамя. Все армии выводят из разных выходов лагеря. В лесу мы делаем разными тропами марш-бросок, бежим навстречу друг другу 3 километра. Впереди бегут разведчики, назначенные днём ранее командованием армии. Цель – отобрать флаг противника, и сохранить свой.
Встречаемся в лесу на поляне друг против друга. И по отмашке начинается бой. Чтобы добраться до флага, надо было как можно больше вывести из строя бойцов противника. Если сорван один бумажный пагон, то считалось, что боец ранен. Если сорвано два, то убит. Раненых отводили в условный лазарет к девочкам — медицинским сёстрам, которых тоже выбирали накануне игры. Когда флаг был добыт, игра останавливалась, подсчитывались потери с обеих сторон. Но победитель был тот, кто достал знамя противника.
Пионерский галстук
Я вижу, как мама всё больше и больше погружается в своё детство, ей нравится эта беседа. Она вызывает у неё приятные эмоции. Но мне надо задать свой следующий вопрос по теме:
— Почему третьей ассоциаций слова «пионерия», ты назвала пионерский галстук?
Мама захлопывает альбом, идёт в спальню, что-то долго ищет в шкафу и возвращается с настоящим пионерским галстуком из их детства. Это папин галстук. Мама его нашла на даче у бабушки с дедушкой и привезла домой. Она завязывает пионерский галстук себе на груди и с гордостью сообщает: «А руки помнят…».
— Что помнят? – в недоумении спрашиваю я.
— Как завязывать, — отвечает мама. Когда нас принимали в пионеры, нам было по девять лет. В этом возрасте любому ребёнку трудно запомнить, как вязать узлы. Мы часами стояли перед зеркалом, пытаясь правильно его завязать, чтобы узел был в виде аккуратного четырёхугольника.
— А ещё были какие-нибудь сложности, связанные с пионерским галстуком?
Мама опять смеётся:
— Ты не поверишь! Были! Первое время, когда тебя приняли в пионеры, все дети с трепетом относились к этой «частице Красного знамени» (ещё одно поэтическое название пионерского галстука в те времена). И перед тем как его завязать, мы их гладили утюгом. И если мы забывали выставить щадящий температурный режим, то утюг в одну секунду превращал наш галстук в сжатый, гофрированный лоскут или вообще в одни дырки.
— И что вы тогда делали?
— Шли в магазин канцелярских товаров. Там всегда была отдельная витрина с пионерской атрибутикой: значки, галстуки, вымпелы и другое. И покупали новый пионерский галстук. Стоил он тогда 75 копеек.
— А можно мне надеть этот галстук?
— Конечно, — снимая с себя и завязывая его на мне, отвечает мама.
Я стою перед зеркалом, смотрю в него и пытаюсь представить себя пионеркой времён СССР.
— Мама, а до скольких лет вы носили пионерские галстуки?
Немного подумав, мама отвечает:
— В 14 лет молодёжь начинали брать в ряды комсомола. Правда уже не всех подряд по «обязаловке», как в пионеры, а только отличившихся в учёбе и общественно-полезном труде. Обязательно надо было доказать специальной комиссии, чем ты будешь полезен в рядах комсомола для построения коммунизма в нашей стране.
Мы стали бросать носить пионерские галстуки приблизительно с 12 лет. Это был 1986 год, новый генеральный секретарь КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв объявил «перестройку», гласность и некоторые свободы. Вот мы, таким образом, и проявляли себя как свободные личности. Учителя нас ругали, но ничего не могли с этим поделать. Это носило массовый характер. Исключением был только пионерский лагерь, там всё ещё строго все дети ходили в галстуках.
Ещё немного полюбовавшись на себя в пионерском галстуке, я снимаю его и отдаю маме. Она бережно складывает его и несёт обратно в шкаф. В этот момент я понимаю, что это не просто пионерский галстук — это частица её детства полного задора, радости и счастья.
В заключении, я хочу поблагодарить свою маму за столь интересный рассказ и ценную информацию. Некоторые вещи для меня стали открытием и важным опытом на будущее. Где-то я радовалась, где-то переживала и сочувствовала пионерам того времени. Но по итогу я получила огромное удовлетворение от услышанного. Надеюсь и тебе, дорогой читатель, эта информация принесла неподдельный интерес к пионерскому движению времён Андропова, Черненко и Горбачёва, к временам детства наших родителей. А я обязательно ещё вернусь к этой теме, мне кажется, маме есть ещё что интересного рассказать о пионерах.
Фото взяты из открытых источников Интернета и семейного архива.