>
Вожатый — пример всем ребятам

Вожатый — пример всем ребятам

100 лет Пионерии

19 мая все «дети СССР» будут отмечать 100-летие пионерской организации. Для каждого ребенка, выросшего в Советском Союзе, эта дата имеет большое значение. Однако, пионерское движение объединяло не только детей, но еще и всех, кто проводил для них мероприятия, следил за порядком, организовывал досуг. Для ребят одной из школ подмосковного Воскресенска таким человеком была Наталья Александровна Ломова – энергичная, любящая детей, идейная и креативная. Сейчас она работает в центре дополнительного образования «Фантазия», который во времена Советского союза назывался по-простому – Дом пионеров.

 

 

 

— Наталья Александровна, как объяснить современному ребенку, кто такой пионер?

 

— У Олега Газманова есть песня со словами «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР». Эта песня про меня, потому что я родилась в Советском Союзе и была «сделана в СССР». Точно так же все, кто рождался в то время со мной, проходили через различные организации. Сначала мы становились октябрятами, потом — пионерами, потом — комсомольцами, а дальше уже как у кого получалось (кто-то вступал в коммунистическую партию, а кто-то становился беспартийным).

 

Если простыми словами, то пионеры – это члены детской организации, мальчишки и девчонки в возрасте от 10 до 14 лет. На самом деле, чтобы не стать пионером, нужно было быть круглым двоечником, лежать на печке и ничем по жизни не интересоваться. По крайней мере, в нашей школе я таких случаев не встречала. В пионеры принимали практически всех, все очень ждали своего посвящения в ряды этой организации и готовились к нему. Это была моя мечта и каждого ребенка, потому что носить красный галстук было очень почетно. Хотелось повзрослеть, ведь в глазах октябренка пионер всегда выглядел взрослым учеником, человеком ответственным, который уже способен на серьезные поступки.

 

 

 

— Но чем же отличается пионер от современного школьника?

 

— В принципе, ничем. Пионеров отличала только атрибутика, символика (красный галстук, значок, парадная форма, пилотки для торжественных случаев). У пионеров были свои ритуалы, которые обязательно выполнялись на линейках, на общих сборах, когда выносились знамена и так далее.

 

 

 

— Расскажите о самом запоминающемся событии из вашего пионерского детства.

 

— Наверное, это участие нашей школьной команды в «Зарнице» — серьезной игре на уровне всего Советского союза, нацеленной на то, чтобы дети росли патриотами, чтобы они умели держать в руках оружие, стрелять, чтобы они понимали, что такое любовь к Родине и защита Родины.

 

Сначала мы пробовали свои силы в первом этапе соревнования – районном. Вообще, любые военно-спортивные игры, такие как «Орленок» или «Зарница», обычно проводились на базе воинских частей. В Воскресенском районе на тот момент было две таких части: одна — в селе Невском (которое мы тогда называли Степанщино), а другая – недалеко от Барановского. Игра с нашим участием проходила на базе Степанщинской воинской части. К счастью, команда нашей школы заняла на том соревновании первое место. Скажу честно, нам тогда очень повезло с руководителем, им был наш учитель физкультуры Федор Кириллович Порох. Он вел себя как настоящий военный (хотя на самом деле им не был), он сумел замотивировать нас на участие в областном этапе «Зарницы» и хорошо нас подготовил к нему. Мы знали, что обычно на таком соревновании есть задание – надеть специальный костюм для защиты от опасных химических веществ. Но этих костюмов у нас в школе не было, и у нас не было возможности подготовиться к заданию. Мы не стали унывать и решили, что разберемся на месте. И вот, мы приезжаем на областные соревнования в Наро-Фоминский район, в гвардейскую кантемировскую танковую дивизию. Организаторы «Зарницы» создали невероятную атмосферу солдатской жизни для участников: мы жили в палатках с двухъярусными кроватями, нас кормили на солдатской кухне, к каждому отряду приставили инструктора из числа призывников. Соревнования длились 3-4 дня. Все шло прекрасно, но вот мы дошли до этапа, где надо было надевать этот защитный костюм. Это было что-то с чем-то, там были огромные резиновые сапоги, противогазы! Мы совсем не ожидали, что это будет настолько сложно! Мы завалили всё задание, нам даже не удалось «впрыгнуть» в эти костюмы. Зато повеселились от души! По итогу всей игры мы оказались в числе лидеров, но с конца. Воспоминание о «Зарнице» у меня осталось на многие годы, я до сих пор удивляюсь, насколько качественно все было организовано. И совсем не важно, что мы не заняли призовое место, главное, что это было интересно! Мы были на экскурсиях по музею, ходили с инструктором по воинской части и видели настоящие танки. Вот оно – воспитание патриотов!

 

 

— Как здорово! Наталья Александровна, а ваша работа была связана с пионерией?

 

— Да, причем самым главным образом. Закончив школу, я поступила в ВУЗ, но, спустя немного времени, забрала оттуда документы. Я долго думала, куда мне податься, и зашла в один день в школу. Директор школы сказал мне, что у них освободилось место пионервожатой, и предложил мне такого рода работу. Я подумала: «Почему бы и нет? Я хочу попробовать!» С этого момента судьба моя была решена. Я стала работать в той же школе, в которой и училась. Здесь, в Воскресенске, школа номер 12, поселок Хорлово. Проработала я там с 1979 по 1984 год старшей пионервожатой.

 

 

— Но где вы научились всем особенностям работы пионервожатого?

 

— Хороший вопрос. Я пришла в школу почти в конце года, поэтому моя полноценная работа началась только осенью. Конечно же, это было что-то новое для меня. И, слава Богу, что в нашем городе был дом пионеров, куда можно было прийти и тебе там помогут и всё растолкуют. Там нас, вожатых, и учили. У нас был методический день по вторникам, куда съезжались вожатые со всех школ на учёбу. Учеба шла практически весь день, была и теория, и практика, а также встречи с интересными людьми, руководителями общественных организаций. К нам приходили люди из Красного Креста, из Общества знания, из пожарной охраны, из милиции, из комиссии по делам несовершеннолетних. Все знания, которые они нам давали, были нужны вожатым. Мы платили членские взносы в эти организации, проводили мероприятия совместно с ними. Кроме того, работники дома пионеров обучали нас методике пионерской работы, потому что мы должны были знать, как провести линейку, как организовать пионерский сбор, как собрать и построить детей. Мы учились оформлять отрядные и дружинные уголки. Учились также барабанить, учились педагогике, психологии, правильному общению с детьми. Ведь по возрасту мы не были похожи на учителей, для пионеров мы были, скорее, старшими товарищами.

 

К слову, сейчас мы сидим в центре дополнительного образования «Фантазия», который вырос из дома пионеров. Мы все – дети дома пионеров, только в другом здании. Раза 4 нас переименовывали. Изначально в доме пионеров были филателистический кружок (да, коллекционирование марок тогда было очень популярным и интересным занятием для школьников), кукольный театр, натуралистический кружок с маленьким живым уголком, где были морские свинки, черепаха и попугайчики. Дышать там было нечем, но юным натуралистам было все равно. Ещё был фотокружок, который так же пользовался большой популярностью среди ребят. Здесь, уже в новом здании, у нас открылся клуб юных моряков, ребята занимались очень серьезно авиамоделированием и картингом. Все остальные кружки были в школах. Я знаю, что конкретно в нашем городе был развит театр, хоровые ансамбли, кружки вязания, шахматы. Постоянно менялись пристрастия, интересы детей. Многое зависит от педагогов: есть человек – есть и дело. Не станет человека – и дела не станет. Так везде и всегда.

 

 

— Какую роль играли вожатые в жизни ребенка-пионера?

 

— Огромную роль. Вожатый – это старший товарищ, направляющий силу и энергию детей в правильное русло. На самом деле, я даже сейчас смотрю, что дети не изменились. Дети всегда одинаковые, меняются только взрослые. А дети просто ждут команды, как мне кажется. Любого ребенка можно увлечь хорошим интересным делом, но для этого нужен лидер, человек-проводник. Нужен вожатый, который поведет за собой. И если появится такой человек, то любой не интересующийся ничем ребенок захочет начать делать что-то полезное.

 

 

— Опишите один день работы вожатого.

 

— С утра мы особо не контактировали с детьми, так как у них были уроки, и они могли только изредка забежать на переменке в пионерскую комнату. Поэтому наш день начинался со знакомства с периодической печатью: мы читали «Пионерскую правду», «Комсомольскую правду», журналы «Пионер», «Вожатый» (это был наш настольный журнал и руководство к действию). На переменах мы могли также пробежаться по классам, что-то напомнить или сделать объявление. Основная наша работа начиналась после окончания уроков. Мы собирали совет дружины, на котором обсуждали разные вопросы. У каждой дружины был председатель. В нашей школе председателем была девочка, которая потом даже стала лучшим председателем совета дружины в Воскресенске, и ее наградили путевкой в Артек! Тогда это была серьёзная награда, о которой мечтали все и я тоже. Мне удалось побывать в Орленке 2 раза, правда сопровождающей.

 

 

— Ничего себе! Расскажите об это поподробнее, пожалуйста.

 

— Честно говоря, в первый раз мы самого лагеря даже не видели, просто доехали до Туапсе, привезли делегацию детей, пожили один день в городе и уехали. А во второй раз я уже жила вместе с детьми в гостинице Орленка, смотрела и посещала всякие мероприятия, в которых участвовали ребята. Это было интересно, но все же интереснее там побывать в качестве ребенка. Нам постоянно выделяли путевки. Сейчас мне все чаще встречаются гневные отзывы, что путевки распределяются по блату. Да ничего подобного, по крайней мере, тогда такого не было! У нас, например, ездил в Артек мальчик из 12 школы, потому что он собрал самое большое количество макулатуры. Проходила акция «Миллион Родине», нужно было собрать миллион тонн бумаги. Был коллективный сбор, а был индивидуальный сбор, когда каждый ребенок записывал, сколько он принес. Вот за это тоже давали путевки.

 

А теперь продолжу о распорядке дня. Если не было совета дружины, то нас могли пригласить в отряд, мы с вожатыми совершали рейды, смотрели, как оформлены уголки, общались с классными руководителями, участвовали в педсоветах. У нас постоянно проходили мероприятия, был календарь, где отмечены всякие праздники и знаменательные даты. Порой эти красные даты шли друг за другом. Например, сначала День космонавтики, потом 22 апреля – день рождения Ленина, потом — 1 мая, следом — День Победы, сразу же за ним 19 мая — День пионерии, а потом еще и 1 июня – День защиты детей. Мы не могли пройти мимо ни одной из этих дат. В общем, мы всегда были в гуще дел. Я сейчас даже задумываюсь о том, как все это можно было осилить! Постоянно что-то проводилось. Даже когда я была пионеркой, я рвалась в школу, но не потому, что мне нравилось сидеть на уроках, а потому, что хотелось поучаствовать в каких-то сборах, праздниках, линейках. Будучи пионеркой, я всегда приходила из школы поздно, а уж когда стала комсомолкой, тогда могла домой вернуться часов в семь.

 

 

— В каких ещё мероприятиях участвовали пионеры из вашей школы?

 

— У нас был всесоюзный марш пионерии, который назывался «Всегда готов!», где мы шагали маршем на всякие значимые даты (например, столько-то лет ВЛКСМ, столько-то лет со дня рождения Ленина, столько-то лет съезду КПСС). Мы готовили всякие мероприятия, посвященные этим датам, и в них участвовали. Также в канун 9 мая у нас в поселке всегда проходило торжественное мероприятие, факельное шествие, почетный караул. Пионеры возлагали к подножью памятника цветы. На воскресниках или субботниках мы всегда убирались около памятника Ленину. Ещё один большой пласт работы пионеров – это тимуровская работа. У нас была операция «Забота», пионеры ухаживали за ветеранами, а также брали шефство над маленькими октябрятами. Пионеры приходили на уроки в начальную школу, проводили с ними профилактические беседы, организовывали праздники, играли. Еще нам очень нравилось ходить в походы, даже однодневные. Мы участвовали в районных туристических слетах. Иногда дети даже без учителей ходили в походы. Даже вспоминая свое детство, я могу сказать, что мы очень любили посидеть у костра, пообщаться.

 

 

— А поддерживали ли вы связь с иностранными коллегами?

 

— Да, у нас в школах были клубы интернациональной дружбы, то есть мы переписывались с ребятами из разных стран социалистического лагеря (с чехами, с венграми). А уже потом, когда в 1984 году меня пригласили работать в городской комитет комсомола комсоргом по школам, у нас был лагерь труда и отдыха «Энтузиаст» в селе Фаустово. Туда приезжали ребята из Чехословакии. У нас был город побратим Колин, мы встречали оттуда чешских ребят, они работали на полях совхоза Фаустово, собирали с нами морковку, капусту. В свободное время ребята общались, чехи учили нас готовить цветную капусту, которую они почему-то очень любили (но они совершенно не любили блюда, которые готовили им наши повара). На таких интернациональных сменах было очень интересно. Один мальчик, который побывал в этом лагере, однажды даже позвонил мне, когда я перестала работать в комсомоле (не знаю, каким образом он узнал мой номер). Он приехал в Москву в составе какой-то группы, и мы встретились, вспомнили, как было здорово проводить время в этом лагере.

 

 

— Какой была ваша реакция на новость о роспуске пионерской организации?

 

— Было такое время, когда мы вообще не понимали, что будет дальше, что будет с нашей страной. Когда все на глазах менялось, когда стадионы превращались в рынки, закрывались кинотеатры и становились «барахолками», когда хлынули потоки разных товаров в страну. Жизнь становилась совсем не нашей! Когда мы узнали об этой новости, было состояние смятения, какого-то душевного беспокойства. Конечно, нам было обидно, потому что это была наша история, наша повседневная жизнь, которой нас в один момент лишили.

 

 

— Наталья Александровна, а какие пионерские законы вы до сих пор соблюдаете?

 

— Наверное, я продолжаю быть «честным и верным товарищем», стараюсь «смело держаться за правду». Я считаю себя «преданной Родине», я предана своему городу, своему месту работы. Я как работала с детьми, так и работаю. Я думаю, что у каждого ребенка в любом городе должен быть свой уютный, светлый дом. Дом, в котором ему будет хорошо и куда он будет, самое главное, стремиться. Сейчас у нас есть возможность создавать все условия!

 

Хотя пионерии уже давно не существует, однако остаются люди, которые продолжают свое дело и ведут за собой детей. Конечно же, предстоящий праздник 19 мая станет для Натальи Александровны особенным днём. Отмечать его она планирует в кругу своих друзей, бывших коллег по работе, чья жизнь точно также связана с пионерией.

 

Фото из личного архива Н. А. Ломовой

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×