Честное пионерское
В преддверии столетия со дня рождения пионерской организации имени В.И. Ленина мне хотелось бы поделиться историей, связанной с одним из самых важных принципов пионерского движения: верностью своему слову, «честному пионерскому».
Моя прабабушка, Парусимова Вера Стефановна, родилась в 1940 году. Прошла испытание голодом. Часто слышала от матери: потерпите чуть-чуть, вернется с войны отец и мы не будем больше голодать. После 3 — летнего пребывания в концлагерях вернулся отец: худой, изможденный и больной. Его нужно было откармливать и лечить. В семье еще был немощный дедушка и двое детей.
Забота о семье легла на плечи матери, Василисы Даниловны. Жить было тяжело, а еще давили налоги. Каждой семье в год надо было сдать определенное количество шерсти, яиц, мяса, молока. Покупали и сдавали. За неуплату налогов могли корову отобрать и даже посадить за саботаж.
Василиса Даниловна работала дояркой. Часто после уроков 11 – летняя Вера шла на ферму помогать ей. Замечала, что некоторые доярки, собираясь после дойки домой, прятали в одежде узелки с зерном. Дома зерна растирали в ступе и варили суп. Понимали, что сильно рискуют, но шли на риск ради голодных детей. Василисе Даниловне нельзя было рисковать, без нее семья умрет с голода. Вера этого не понимала и презирала женщин, считая их расхитителями народного добра. Но однажды Василиса Даниловна не выдержала. Накануне вечером она, как обычно, испекла три лепешки: по одной отцу и дедушке, половинку себе и по четвертине девочкам. Неожиданно за столом младшая, Валя, расплакалась и сквозь слезы произнесла: «Ты же обещала, мама, что вернется с войны папа, и мы не будем больше голодать».
На другой день Василиса Даниловна, уходя с дойки, прятала в белье узелок с зерном. Женщины шли домой молча. Сердце у Василисы Даниловны билось с невероятной частотой. Наконец, не выдержав нервного испытания, она вытащила узелок и выбросила его незаметно в траву. И облегченно вздохнула. Шедшая рядом Вера — тоже.
Перед хутором доярок догнал на своей двуколке председатель сельсовета. Очевидно, что на женщин поступил донос, и ему нужно было поймать их с поличным. Отпираться было бесполезно. Василиса Даниловна клялась, что она ничего не брала. Тогда председатель повернулся к Вере и неожиданно спросил: «Ты пионерка?» И получив утвердительный ответ, сказал: «Дай честное пионерское, что твоя мать не врет». Вера растерялась, но, взглянув на бледную испуганную мать, тихо произнесла: «Честное пионерское». В ту ночь она не спала. Ей было стыдно за свой поступок.
Утром Вера не пошла в школу, отказалась от еды. Она лежала, уткнувшись в подушку, и плакала. От Вали она узнала, что из района приехала машина с людьми в форме и увезла доярок. Вера по-прежнему не ходила в школу, плохо ела и часто плакала. Василиса Даниловна боялась за дочь — и не ошиблась. Вера заболела. В районной больнице ей поставили диагноз «малокровие» и добавили, что девочку нужно лечить от сильного стресса.
Шли дни. Вера стала восстанавливаться после болезни. Никто из ребят не узнал о ее поступке. Все старались поддержать, помочь девушке.
В 1956 году реабилитировали осужденных женщин, и они вернулись домой. Об этой истории никто и никогда больше не вспоминал. А прабабушка Вера всю свою жизнь говорила лишь правду. И меня этому научила.