Рецензия на произведение «Белые ночи» Ф.М. Достоевского или так кто же на самом деле этот «петербургский мечтатель»?
По ночам Петербург сливается с тенями непростых судеб. По самые крыши этот город пропитан не похожими друг на друга мрачными историями. Но как только наступает июньская пора, день продлевается на целые сутки и все мистическое исчезает, оставляя в сердцах людей лишь следы ушедших проблем.
Все в жизни происходит не зря. Случайности не случайны, а значимые встречи и обстоятельства почти непредсказуемы. Всё вокруг взаимосвязано, ведь одна ошибка, а порой, и одно слово, подобно маленькому камешку, брошенному в воду, оставит на ней тысячи кругов, которые изменят тебя, направят на нужный путь. Я хочу, чтобы эти строки стали чем-то большим для тех, кто готов оглянуться на свое прошлое или поменять свое настоящее, не совершать ошибок.
Отпустить боли и обиды, которые способны плести паутины на протяжении дня, недели, месяца, лет… Когда вы чувствуете себя по-настоящему счастливыми, вы в этот момент это осознаете? Осознаете то, что это быть может никогда не повторится, но оставит такой след в вашей жизни, что способен согреть в самую холодную погоду. А жить важно здесь и сейчас, не ожидать благоприятного момента, удачных обстоятельств или же хорошего настроения.
Все мои слова о теме человека: такой глубокой, философской, подобной размышлениям о жизни обычного обывателя, пробудившей интерес многих русских классиков. Ф.М. Достоевский определил ее как неотъемлемую составляющую своего творчества. Писатель стремился «найти человека в человеке», что в его понимании означало, как он неоднократно отстаивал в споре с общественными деятелями, показать, что человек не «фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки, в нём заложен источник внутреннего самодвижения, жизни, способности к чувствам. Петербургский мечтатель в произведении «Белые ночи» Ф.М Достоевского – «лишний человек», жалкий, неприспособленный к реалиям, не нужный миру. Он живет бедно: «в отдаленнейшей части города…», в небольшой скромной комнате. Но значит ли это, что его несчастье зависит от материального недостатка? У героя почти отсутствует реальная жизнь. Постоянно находясь в своих мечтаниях, подобных легкому перышку, заменяющих семейное счастье, успешность, чувство влюбленности, он существует от заката до рассвета. Два слова – четыре часа мечтаний, четыре часа жизни. На первый взгляд герой упускает абсолютно всё осознанно, но, несмотря на это, он способен по-настоящему любить, ценить людей, с которыми его связывает судьба. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — эти слова произносит мечтатель, отпуская Настеньку, единственную знакомую ему девушку, доставившей «радость и счастие», давшей «излить своё сердце в другое сердце», заставившей почувствовать себя нужным, спасшей его от «греха» мечтательства… Отпуская любя… Современному человеку сложно понять мечтателя, его чистосердечность, искренность к девушке, даже после расставания.
Произведение «Белые ночи» далеко не про страсть, не про разочарования в жизни и не про ошибки. Оно скорее про человечность, про искреннюю любовь, наполненную чувством взаимопонимания. Про такую любовь, которую не сыскать на всем белом свете. Оно про миг, про миг блаженства, оставшийся навсегда в сердце. Оно про теплые воспоминания, которые так ценят люди. Если бы меня попросили воспроизвести на бумаге эмоции после прочтения в цветах, то я бы никогда не изобразила что-то мрачное, темное и тоскливое, как сделали многие художники иллюстраторы, ведь «белые ночи» оно о стремлении к счастью и гармонии. А разве будущее человека, не гонящегося за прошлым, может быть мрачным?