Гиперкомпенсация: творить нельзя принизить
Интернет даёт нам колоссальный простор для творчества и существенно упрощает жизнь в бытовом плане. А ещё дарит практически безграничный простор для деятельности так называемых «Диванных экспертов». В комментариях пишут не обращать на них внимания, пытаются переубедить или создают мемы. Не обошла эта тема и кандидата филологических наук, исследовательницу мифологии Александру Леонидовну Баркову. Монолог ролевика и преподавателя со стажем в четверть века о творчестве, таланте и людях у телевизора.
У меня с 23-х лет есть эльфийское имя – Альвдис Н. Рутиэн. И я всерьёз объясняю, что мы – как я, например, эльфы – серьёзные люди и не сошли с ума. И я могу сказать, что среди всякого нашего брата ролевика есть и доктора наук, и это не мешает им быть эльфами. Даже наоборот. То, что они эльфы – следствие их креативности, бурных эмоций и творческого начала. И если ты в 40, в 50 лет эльф, то кто будет называть тебя сумасшедшим? Тот, кто лежит на диване перед телевизором, ест чипсы и говорит, что живёт реальной жизнью. Ну, это правда.
Я не то, чтобы была активным ролевиком, но в ролевых играх с некоторой регулярностью участвую, и уж точно я принадлежу к ролевому движению – это круг моих друзей, моего общения, слушателей моих лекций. И нашего брата ролевика обвиняют в том, что он не живёт реальной жизнью. Товарища перед телевизором в этом не обвиняют. Но мы делаем наши костюмы, делаем наши игры, мы творим и производим. Что производит человек, который с пачкой чипсов сидит на диване и при этом смотрит футбол? Но поскольку этот футбол где-то реально, физически гоняют, телевизор реальный и чипсы тоже – он живёт реальной жизнью. А мы играем в какие-то миры. И обвинения в адрес заигравшихся – это что такое? То, что называется известным в психологии термином «гиперкомпенсация». То есть, человеку, который ничего, кроме телевизора, видеть не хочет, надо возвысить себя и унизить других. Поэтому он и говорит: «Я живу реальной жизнью, с реальным диваном и реальным телевизором, а вам всем пора бы повзрослеть».
Люди всегда делились на творческих и на тех, у кого от природы нет такого стремления. Штука такая: есть простое русское слово «одарённость» – люди на одарённых и неодарённых делились просто-напросто всегда.
Очень важный момент, что современное общество избавляет нас от огромного количества бытовых проблем. У меня в детстве были случаи, когда я, стоя в очереди, сочиняла стихи и забывала взять сдачу, получая много проблем от мамы. Но такие случаи были редки – стояние в очереди, знаете очень быстро отбивает творческий настрой. И сейчас, когда у нас, как у Гоголя, «25 тыщ одних курьеров» и бытовые проблемы сняты.
Высвободилась масса свободного времени и количество творческих людей взлетело вертикально. Это бешенный творческий взлёт! Можно говорить и о том, что в старших поколениях люди, наверное, и могли быть менее одарёнными, но скорее просто не смогли сохранить в себе творчество, стоя в очередях по два-три часа каждый день. В ситуации, когда голова забита решением вопросов выживания, многие творческую искру в себе утратили, и они – вспоминаем про гиперкомпенсацию! – нас, творческих людей принимать не хотят.
Талант – это 10% дара, 60% труда, а 30% – в хорошем смысле слова злость, готовность зубами и когтями вгрызаться за право быть талантливым. Потому что будут постоянно пытаться задавить тебя массой. Потому что хоть сейчас процент творческих людей в 10, в 20, в 50, я не знаю, в 100 раз больше, чем во времена моего пионерского прошлого – по отношению к тем, кому комфортно и перед телевизором… Ну сколько? 10%? 15%? Не знаю точной статистики, но их существенно больше. И они всегда будут пытаться принизить.
Вот и получается, что в интернет-битвах за право жить «нереальной жизнью» правы те, кто призывает не читать комментарии. Можно окончить МГУ, быть кандидатом наук, издавать книги и при этом быть эльфом. Как, например, Александра Леонидовна.