Цирк — это больше, чем искусство!
Мы привыкли, что цирк — это сменяющие друг друга номера дрессированных животных, клоунов, фокусников и акробатов. Обычно они никак не связаны друг с другом. А может ли цирк стать сказкой, а представление на арене настоящим спектаклем, с полноценным сюжетом, кульминацией и развязкой?
С 30 сентября в афише Санкт-Петербургского цирка, появилось новое представление — семейная сказка «Вместе целая страна». Его приурочили к 145-летию цирка на Фонтанке и к году культурного наследия.
На протяжении 2 часов главный герой этой цирковой сказки Петрушка погружает нас в великолепную историю о России, показывая уникальность культуры и традиций разных регионов.
И всё это под завораживающую музыку, которую на протяжении всего представления исполняет живой оркестр.
Но всё ли так красочно и просто за пределами манежа? Я предлагаю Вам познакомиться с героями сказки и узнать, каково это, удивлять народ?
Жонглёры-акробаты на джамперах
Марсель Негемеджанов и Михаил Толкачев из группы «Алмаз»
— Что самое главное в цирке?
— Главное в цирке — это трудолюбие и любовь к искусству.
— Как давно вы здесь работаете?
— Почти все мы цирковым делом занимаемся с самого детства.
— Что бы вы хотели пожелать будущим жонглерам, акробатам и дрессировщикам, которые мечтают работать в цирке?
— Я бы хотел пожелать терпения и обязательно любви к цирку. Появляется она, конечно, не сразу, а после долгой работы. Также важно уважение к своему жанру и даже к реквизиту.
— Правда, что в цирке очень много примет и суеверий?
— Правда. Самая основная примета — не сидеть спиной к манежу, потому что манеж — наше всё. Нельзя грызть семечки в цирке, потому что плохо будет народ приходить на представления. Ещё про акробата… Нельзя вставать дальше него перед выступлением, когда он готовится к выходу, считается, что своим проходом, ты сбиваешь его настрой.
— Все ли верят в эти приметы и суеверия?
— 99% артистов — да, ведь это своеобразная конституция цирка.
— Кого легче удивить — взрослого человека или ребёнка?
— Тут зависит от самих людей. Мне кажется, и взрослых всегда удивить можно. При этом артисты-люди в основном удивляют взрослых, а вот животные – детей.
— Какие самые смешные ситуации были в цирке?
— В основном, это когда кто-то падает. Это всегда больно и смешно, но мы в цирке такие люди!
— Почему именно цирк? Почему не театр, к примеру, или другое направление?
— Я считаю, что в театре пытаются удивить только актерским мастерством, а мы в цирке удивляем, как актерским, так и физическими данными, да и вообще любыми другими аспектами, потому что цирк всё соединяет. Тем более цирк сейчас развивается, у нас появляются шоу, постановки, как вы видели сегодня, поэтому у нас всё в одном, и я считаю, что у нас работа сложнее.
Воздушная эквилибристка
Елена Маслова
— Почему именно цирк? Чем же он зацепил Вас?
— В цирке нашлось применение всех моих способностей: танцы, гимнастика и так далее. Я мечтала работать в цирке, я шла к этой цели, и с самого детства грезила стать артисткой цирка.
— Как устанавливаются реквизиты и аппараты в вашем номере?
— Всё это проходит через инженера, после того, как сделаны чертежи, их воплощают в реальность на заводе, далее артист адаптирует под себя. Артисты изначально заказчики этого предмета, они предполагают, что они хотят видеть.
— Тяжело ли Вам давались трюки из сегодняшнего представления?
— Мы готовили наш финальный трюк в сегодняшнем представление примерно два года.
— Чего Вы больше всего боитесь?
— Плохо выполнить свою работу.
Главный герой представления — Петрушка
Валерий Терновой
— Почему именно цирк?
— Мне предложили этим заниматься, быть актёром цирка, и я согласился.
— В каком возрасте Вам поступило это предложение?
— В 30 лет, но обучался актерскому мастерству я с детства, с лет 7 приблизительно.
— Как вы побороли стеснение, если, конечно, сталкивались с ним?
— Скорее всего стеснения не было. Я с детства был активным, всё время чем-то увлекался. Я занимался разными видами спорта, творчеством, актерским мастерством, акробатикой.
— Расскажите про ваш сегодняшний образ. Схож ли он с Вами по характеру?
— Петрушка — это так такой народный шут, скоморох, весёлый, открытый и дружелюбный. Я думаю, что он мне близок. Я с детства любил всё весёлое, гротескное.
— Почему многие люди путают понятия клоуна и скомороха-шута?
— Мне кажется, что это как Дед Мороз. Есть Санта Клаус, Йоулупукки, есть наш Дед Мороз. Я думаю, это всё зависит от времени и поколения.
— Перед зеркалом, когда Вас гримируют, о чем Вы думаете?
— Я наблюдаю за процессом, мы все разговариваем на разные темы.
После общения с актерами мы поняли, что не всё так просто, как кажется со зрительских мест. За улыбающимися виртуозами, легко и непринужденно летающими под куполом цирка или на канате, взлетающими на подкидных досках и удерживающих равновесие на цилиндрах, стоят профессионалы, которые отдали этому делу всю свою жизнь, ежедневно оттачивающие эти умения и навыки.
«Цирк — это больше, чем искусство!» – говорят нам артисты, и мы полностью с этим согласны.
Текст — Милана Проскорякова
Фото — Карина Мустафина и Мария Мансурова