>
Реабилитационный центр

Реабилитационный центр

Длинные истории

Есть в N-ском селе удивительное место, где взгляд на жизнь и на людей становится совсем другим. На территории чисто и уютно, тропинки выметены, кустики земляники мерно стелются по чернозему, грядки тщательно прополоты, вокруг ухоженные цветники. Крепкие, розовощекие, похожие на богатырей молодые люди усердно трудятся, дружелюбно общаясь, иногда подшучивая. Здесь, на берегу реки, при мужском монастыре, находится центр реабилитации наркозависимых людей. Есть в N-ском селе удивительное место, где взгляд на жизнь и на людей становится совсем другим. На территории чисто и уютно, тропинки выметены, кустики земляники мерно стелются по чернозему, грядки тщательно прополоты, вокруг ухоженные цветники. Крепкие, розовощекие, похожие на богатырей молодые люди усердно трудятся, дружелюбно общаясь, иногда подшучивая. Здесь, на берегу реки, при мужском монастыре, находится центр реабилитации наркозависимых людей.
Сегодня, когда прошло уже десять лет, я помню, как впервые прошел через эти старинные ворота. Молодой интерн, уже довольно много знающий и имеющий устоявшуюся, годами испытанную жизненную позицию, я приехал в N-ское, имея понятие о наркотиках только из научной литературы.
У ворот меня встретил Сергей – настоятель монастыря, чьи заботы связаны с богослужениями, с отношениями между братьями и с внешней жизнью прихода. Позднее я понял, что Сергей – весьма образованный человек с неисчерпаемой жизненной силой. Рядом с ним я робел и говорил мало, поэтому мы не сблизились, но я по сей день смотрю на него с восхищением.

Объяснив мне положение дел в обители, настоятель передал меня Марку и Ивану, чтобы они рассказали мне о центре реабилитации и о моем месте в команде. Он заранее предупредил, что мне придется бегать «хвостиком» за моими новыми друзьями и наставниками.
Марк – член братии, выполняющий обязанности врача. Именно за ним я поначалу ходил по пятам, внимательно наблюдая и запоминая каждое движение и каждое слово. Он представил мне Ивана как старшего воспитанника, который обязан знать, кто, когда и чем занят. После теплого рукопожатия мы направились в сторону храма. Иван будет звонить в колокола – этому он научился у братии за время реабилитации.
— Коллега, значит? — душевно улыбаясь, начал знакомство Марк.
— Начинающий, — признался я.
— Любишь медицину, да?
Я замялся, потому что никогда не любил этот простой вопрос, на который ожидается такой же простой ответ. Но, привыкший говорить откровенно, я наконец нашел в себе силы сказать о своем отношении к медицинской науке:
— Ну… Я люблю кропотливую работу и серьезные разговоры – только мне хочется верить, что это не главное и что я не для самореализации пришел в медицину.
Иван благосклонно улыбнулся моим словам, а Марк понимающе кивнул и, кажется, посмотрел на меня более открыто. Летнее солнце освещало вымощенную булыжником дорожку, по которой мы медленно шли; тут и там из трещин проросли одуванчики и теперь радовали всех, кто смотрел на них. Я вспомнил какую-то детскую книжку, где лютики сравнивали с солнцем. Вспомнил Рея Бредбери с его повестью «Вино из одуванчиков»; вспомнил слова архимандрита Саввы: «У каждого должно быть под рукой маленькое солнце: бывает, что нет ни сил, ни радости, ни жизни — вязкий бесцветный сон, — а дома на столе лежит круглая улыбка из летнего золота. Разве вы можете удержать радость, глядя на этот бескорыстный вызов тоске, на это торжество жизни?».
Эти слова мне тогда настолько понравились, что я выучил их наизусть. Архимандрит Савва говорил про апельсин. И теперь, находясь здесь, я вспомнил, как любил в детстве, когда было совсем грустно, глядеть на свежие одуванчики, растущие под ногами. И подумал о людях, которые нашли помощь здесь. Наркоман – какое все-таки страшное слово! Даже для врача, который и не к такому привык. Это серьезные проблемы со здоровьем. Это клеймо на всю жизнь, презрительные взгляды, закрытые двери. Это, в лучшем случае, тоска, граничащая с отчаянием – тоска по чистой жизни, по жизни без наркотиков.
Так мы немного помолчали, думая каждый о своем; а потом Иван начал экскурсию в их удивительный мир, где люди верят в добро и правду и борются за них:
— Наставниками для реабилитантов являются четверо священников – сокровища, а не люди; я завтра тебя с ними познакомлю. Несколько лет назад наши коллеги из США, Германии и Великобритании очень сильно помогали нашему центру – они были просто в восхищении от работы наших священнослужителей!
— О нас даже за границей знают? – я довольно быстро почувствовал себя частью команды.
— Сергей раньше часто бывал там – конечно, у него появились друзья, знакомые… — объяснил Марк и добавил задумчиво, — Мир не без добрых людей, знаешь ли, и в Европе их ничуть не меньше, чем в России.
В оставшееся время Марк с Иваном рассказали мне о Сергее как о талантливом настоятеле, как о прекрасном, очень мудром человеке, о его жизни, делах и достижениях. О том, как прошла служба мне хочется умолчать, потому что такие моменты всегда трудно поддаются описанию. После этого торжественного богослужения меня ждал увлекательный рассказ об истории храма. Марк даже показал мне стихарь – подарок Николая II, а потом, пообещав поговорить со мной вечером, ушел, чтобы заранее подготовить медицинские бумаги. Иван отвел меня на колокольню, а потом позвал меня на чай в комнату воспитанников, чтобы я отдохнул перед послушаниями, которые предстояли мне на следующий день. Здесь я увидел, как общаются реабилитанты между собой, узнал о некоторых местных обычаях, одним из которых было стремление от души угостить тружеников – традиция, взявшая начало со времен предыдущего наместника. Ужин прошел без приключений: хорошая рыбка, соленые грузди, кабачки, рассыпчатая гречка, овсянка.

В тот вечер мы с Марком сидели на толстом бревне; я много расспрашивал его о наших подопечных-пациентах: что это за люди, как себя с ними вести. Небо перед глазами переливалось от заходящего солнца, но я, вопреки привычке, почти не любовался им – я старался запоминать все, что говорит мне мой наставник, потому что это очень важно.
— Употребление ПАВ — это именно ошибка, грех, — объяснял мне Марк, — Каждый из наших пациентов, как Печорин, – страдающий эгоист: он хотел некоторое время пожить хорошо, не думая о последствиях, а теперь страдает сам и заставляет страдать своих близких.
— Но ему этого говорить не нужно… — догадался я.
— А тема спасения от греха и смерти вообще редко обсуждается с наркозависимыми – но она неустанно присутствует в сознании всех, кто с ними рядом. Ты просто помни об этом. Помни, потому что это главное, самое главное.
— Заполнение духовного вакуума, осознание себя как личности, стремление стать таким, каким ты задуман — вот, что главное в реабилитации, верно?
— Да-а, Иван хороший учитель! – с радостной улыбкой, но задумчиво проговорил Марк, – Это он тебе так красиво объяснил, да? – оживленно спросил он, взглянув на меня и, не дожидаясь ответа, продолжил, – Действительно, во время выполнения послушаний человек начинает по-другому смотреть на жизнь. Например, потихоньку приходит понимание, что труд – это, с одной стороны, тягостное наказание человеку за неправедную жизнь, а с другой – первый шаг на пути добра и радость быть полезным… А тяжко, конечно, приходится ребятам, которых реабилитируют в медицинских центрах, не давая им того, что заполнило бы их, как ты говоришь, духовный вакуум, – добавил он печально.
— Марк, но ведь даже здесь, при приходе, не все, наверное, навсегда отказываются от наркотиков?
— Мы с тобой об этом не думаем. Врачи будут самоотверженно бороться за жизнь наркозависимого – независимо от того, какой путь он выберет.
— А это правильно — не думать?
— Нет, конечно. Просто я (да и многие мои коллеги, с кем я говорил об этом) хуже делаю работу, когда думаю о том, что это может оказаться неоцененным и бесполезным, и человек может просто вернуться к легкомысленному образу жизни через месяц после выписки.
— Часто это случается?..
— Гораздо реже, чем в светских центрах. Статистику мы не ведем принципиально, но процент нормально живущих неправдоподобно высок!
Я улыбнулся. Меня подбодрили и вдохновили слова Марка. Я оглянулся вокруг, и мне показалось, что вся природа словно оживилась от этих слов. Земля русская, многострадальный русский народ, открытые, душевные, сильные телом и духом русские люди, жизнь готовые отдать за друзей, за семью, за Родину, за веру! Непобедима сила добра и света; ошибаетесь вы, те, кто отождествляет добро со слабостью! И как бесконечно правы те, кто верит в великую силу любви! Только она поможет упавшим снова подняться и крепко встать на ноги, чтобы идти снова, как шли они когда-то давно – идти, подобно блудному сыну, идти всю жизнь, до самой смерти. Идти, ясными глазами глядя вокруг. Идти, искренне радуясь всему хорошему. Идти, каясь в собственной невнимательности по отношению к себе и к людям. Идти, дорожа как зеницей ока своими спутниками. Идти, склоняя голову перед светлыми воспоминаниями. Идти, ласково общаясь с идущими рядом людьми. Идти, дерзко глядя в глаза врагу. Идти, надеясь только на милость Того, к Кому ты идешь.
Уловив мое настроение, мой наставник продолжал:
— В идеальной ситуации, воспитанник, готовый вернуться в мир, советуется с наставником и уходит с благословением.
— Но если снова…? – нахмурился я в ожидании ответа. Я не знал, как бы я решил этот вопрос на месте Сергея.
— Сорвавшихся обратно не берут, — отчеканил врач, и что-то как будто разорвалось в моем сердце. Хотя, конечно, я как студент медицинского университета понимал, что сердце у меня здоровое, и что это всего лишь психосоматика.
— И последнее. — проникновенно проговорил Марк после паузы, — Очень трудно смириться со свободным выбором наркозависимого, когда он словом или делом прямо говорит всему миру: «А я выбираю смерть…» Но мы можем только быть рядом, создавать условия, давать ту помощь, о которой он просит. Молиться за него. Если мы нарушаем эту границу и лишаем наркозависимого права выбирать, мы претендуем на роль Бога со всеми вытекающими последствиями.
Я не смел поднять глаз и сидел, не шелохнувшись – мне стало страшно от этих роковых слов. Марк дружелюбно похлопал меня по плечу и так же молча ушел в свою келью, понимая, что мне надо побыть одному и обо всем подумать.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×