>
Целитель Адамс

Целитель Адамс

ОбЗоркий взгляд

Фильм «Целитель Адамс» основан на реальных событиях. У главного героя, Хантера Пэтча Адамса (Робин Уильямс), есть одноименный прототип, который жив по сей день. Он врач и больше известен как первый больничный клоун. Но не спешите кидаться читать его биографию – ни жизнеописание Хантера Адамса, ни идея больничной клоунады не являются приоритетным звеном фильма. Режиссер Том Шедьяк в формате «вопрос-ответ» предлагает зрителю свои взгляды на самые разные жизненные явления.Фильм «Целитель Адамс» основан на реальных событиях. У главного героя, Хантера Пэтча Адамса (Робин Уильямс), есть одноименный прототип, который жив по сей день. Он врач и больше известен как первый больничный клоун. Но не спешите кидаться читать его биографию – ни жизнеописание Хантера Адамса, ни идея больничной клоунады не являются приоритетным звеном фильма. Режиссер Том Шедьяк в формате «вопрос-ответ» предлагает зрителю свои взгляды на самые разные жизненные явления. Почему бы не оформить эти взгляды в гармонично красивое и по-настоящему вдохновляющее произведение искусства кинематографа так, чтобы они вертелись вокруг жизни замечательного человека, произведшего маленькую революция в системе здравоохранения? Но Том Шедьяк не делает из выбранного героя кумира – напротив, и вопросы, и ответы на них исходят в равной степени как от Пэтча, так и от окружающих его людей. Хотя, вложив в уста одного из этих окружающих Адамса людей реплику «Так ты из тех молодых умников, которые всегда знают правильный ответ?» режиссер ясно дает понять: он лишь предлагает свое видение, а принимать его как истинное или нет – это вопрос веры каждого из нас, и на этой вере основана вся наша жизнь.
«Вся наша жизнь – это возвращение домой,» – с этой аллегории начинается фильм. Хантер Адамс (настоящее имя «целителя») в довольно тяжелом душевном состоянии едет в поезде и молча и задумчиво глядит в окно. Приятный закадровый голос озвучивает его мысли. Это мужчина лет тридцати пяти, испытывающий жизненный кризис. Говоря по-русски, он находится в подвешенном состоянии, когда старые ценности уже изжили себя, а новых пока нет. Но герой настроен оптимистично: он обязательно найдет «новую дорогу, но в самом неожиданном месте». Отсутствие привязанности к чему-либо в этот момент позволяет зрителю увидеть в образе Адамса образ Спасителя.
За ответом Хантер добровольно прибыл в психиатрическую больницу. Нет-нет, бездарные врачи не смогли ему помочь – ему помогли пациенты. Обладая природной доброжелательностью, умением ладить с людьми и замечательным чувством юмора, Хантер смог помочь своему соседу по палате. А во время беседы с математиком, страдающим от синдрома гениальности, он заклеил дырку в стакане, чему ученый придал большое значение. Отныне он – Пэтч (целитель), и он знает, чем хочет заниматься. Он забудет о своих собственных проблемах и будет помогать людям.
Для этого он поступает в медицинский институт. Но он резко отличается от своих молодых однокурсников. Улучшать качество жизни, а не просто оттягивать смерть – вот зачем Адамс изучает медицину. Первокурсник верит, что каждый человек оказывает влияние на окружающих, и не собирается давить в себе человечность, как требует декан на первой же лекции; он рвется к пациентам, с которыми не имеет права работать до третьего курса. Пэтч развлекает детей, пациенты постарше открывают целителю свои сердца, а тот в свою очередь устраивает для них сюрпризы. За доброй и веселой улыбкой Робина Уильямса стоит душевное спокойствие и ласковое отношение ко всем вокруг.
Для понимания, насколько важен этот внутренний стержень, введен образ Билла из 305-ой. «Изображай из себя добродетель в другом месте!» — услышал Адамс, когда впервые вошел в палату ракового больного. Билл был из тех, кому не нужен клоун с солнечной улыбкой – ему был нужен друг, который его поймет, который не побоится открыто говорить с ним о смерти. К каждому человеку нужен свой подход, «и если нащупать верную тему, сердце светлеет». Обретя друга, Билл больше не бросался в медсестру уткой и не грубил врачам. Билл уходит в очень трогательной сцене. Пэтч держит его за руку и поет «ту дурацкую песенку» про голубое небо, что в первый день вызвала у пациента такой жесткий отпор.
По иронии судьбы, в одной комнате общежития оказались два лучших студента: прилежный ученик и жизнерадостный целитель, или «самодовольный болван» и «детсадовский клоун», как они называют друг друга, причем первый – с ненавистью, а другой – с приязнью. «Я хочу стать врачом, для меня это не игра! Это не игрушки! Это серьезное дело! Я мог бы ходить и развлекаться, как ты, но я предпочитаю учиться, потому что чем больше я учусь, тем больше шансов, что в критический момент я спасу чью-то жизнь!» — эту мысль до героя пытались донести многие, не только сосед по комнате. «Не обязательно быть самодовольным болваном, чтобы чего-то достичь,» — отвечает автор. «Всегда испытывайте почтительный трепет перед человеческим организмом, пусть на этом сосредоточится вся ваша учеба,» — вот секрет успешных экзаменов Адамса.
Не знай «целитель» всего, что необходимо знать студенту-медику, не получил бы он признания гордой однокурсницы Кэрон Фишер (Моника Поттер). Пэтч влюбляется с первого взгляда и сразу же предлагает студентке дружбу, старается ее рассмешить. Однако та совсем не отвечает ему взаимностью – она «пришла изучать медицину, и точка». Все меняется, когда Пэтч впервые получил лучшие оценки на экзамене. Кэрон соглашается открыть для себя новый мир – мир радости и веселья, добра и заботы – мир Пэтча Адамса. Это очень красивая история чистой любви. Через некоторое время целитель убеждает Кэрон участвовать в создании бесплатной больницы. «Это будет место, где радость – это образ жизни, где учеба – высшая цель, где любовь – главное предназначение». В деревянном доме, который они втроем с Труманом (Дэниэл Лондон) – однокурсником и другом Пэтча, будущим педиатром – обустроили, была комната и для Кэрон. В этом доме здоровья они принимали людей, которые нуждались в помощи, и каждый из приходивших также заботился о других. В дальнейшем они хотели построить огромный центр – землю под него предоставил тот самый гений из сумасшедшего дома. Это очень красивая сцена, когда Пэтч и Кэрол стоят над обрывом и любуются прекрасным пейзажем: беззаботного светло-зеленого цвета долина, массивные горы, чистейшее голубое небо и два облачка, которые вместе с горами образуют улыбающееся лицо. Эта небесная улыбка полна любви, добра и мудрости; она, в отличие от влюбленных, знает прошлое, настоящее и будущее. Она одобряет идеи «целителя», и за их осуществление она будет бороться вместе с ним.
Дело в том, что строя такие человеколюбивые планы, Адамс даже не задавался вопросами безопасности. Добрый и открытый, он свято верил в чистоту помыслов и порядочность других людей, и ему даже в голову не приходило, что мир не так светл, что среди тех, кому он помогает, может оказаться убийца. Необычно для взрослого человека; иной мог бы ехидно посмеяться над наивностью «целителя» и поздравить его со вступлением во взрослую жизнь, радуясь, что на одного чистого человека, живого ему укора, стало меньше – ведь теперь Адамс должен обозлиться на Лари, который застрелил Кэрон, а потом застрелился сам, и разочароваться в людях в целом. И стать нормальным человеком. Или и вправду закрыть глаза вслед за любимой, не выдержав такого удара.
И действительно, он уходит из созданного им дома, из института – но теперь многие люди нуждаются в нем. Труман не готов бросить благородное дело, он переживает за свою судьбу и за вложенные в больницу время и силы, но он не может отговорить Пэтча, считающего себя виноватым в смерти Кэрон. Даже трогательные слова соперника «Я знаю в медицине все, что можно знать, я все изучил и гарантирую, что я поставлю диагноз и назначу лечение лучше любого терапевта или хирурга в этой больнице – но я не могу заставить ее есть. У тебя есть дар – ты умеешь ладить с людьми, и они тебя любят, а если ты уйдешь, я не смогу этому научиться…» не убеждают «целителя» остаться, он больше не согласен забывать свои проблемы ради других людей. Он полностью погрузился в себя и свое горе – а войти в его душу никто не осмелится. Никто из людей. Адамс вновь одинок, и если теперь никто не займет опустевшее место в его сердце, он погибнет, сломается под тяжестью креста.
Но не тут-то было! Сильно сердце Целителя! Оно будет биться до последнего! Но ради чего же?.. Это следующий вопрос, пожалуй, главный, который задает режиссер, теперь уже от имени главного героя, потерянного и жадно ищущего ответ. Где же его найти? А может быть, правильнее задать вопрос, у кого его просить?..
Когда Хантер в самом начале прибыл в психиатрическую больницу, его записали как склонного к самоубийству, и в беседе с Кэрон он подтверждает, что пытался совершить это преступление. Поэтому у зрителя появляется тревожное чувство, когда после похорон Пэтч поехал к обрыву, где они с Кэрон стояли в обнимку и строили грандиозные и прекрасные планы на будущую счастливую жизнь… Целитель не может исцелить свою собственную боль. Но самоубийство – не выход для мужественного сердца. Он взывает к Богу: «И что теперь? Чего Ты от меня хочешь? – приближается к краю и продолжает, – Да, я мог бы это сделать. И мы оба знаем, что Ты не смог бы меня остановить» Хантер хочет напомнить, в первую очередь себе, о своей полной человеческой свободе – свободе выбора между добром и злом, между светом и тьмой. Свобода – это та сфера человеческого бытия, где даже любовь теряет полноту своей власти и куда Бог не вмешивается, потому что на то была Его изначальная воля. Определив таким образом границы, Пэтч прямо обращается за помощью, обращается трепетно и благоговейно, и на его вопрос «Так ответь мне, пожалуйста, что Ты делаешь?..» небо отвечает той же улыбкой – глубокой, мудрой, любящей. Но целитель не видит этой любви, разум его омрачен неожиданным горем, и эта красота природы, которая никак не изменилась от смерти любимой, разочаровывает героя отсутствием сострадания. Дерзкие слова «Может быть, Тебе стоило посвятить седьмой день состраданию? А знаешь… Ты этого не стоишь!» показывают не только степень его духовной слепоты, но и огромную жажду божественного участия в его судьбе. Это уже не обращение прилежного, послушного ребенка за мудрым родительским советом – это истерика подростка, который, прекрасно это сознавая, признает таким образом свою личную несостоятельность, в которой так яро обвиняли Адамса, и истошно просит о помощи, о сострадании, о соучастии – о всем том, что называется любовью. И такая искренняя молитва не может остаться неуслышанной. Нет-нет, Том Шедьяк не углубляется в религиозную тему, здесь нет образа распятия, увидев который, Адамс сразу бы понял глубочайший смысл своих слов о седьмом дне, посвященном состраданию… На фоне светлого и жизнерадостного природного пейзажа появляется яркая бабочка с поразительными узорами на крылышках, которой когда-то так завидовала Кэрон… Любовь бессмертна, любовь одним своим существованием уже победила смерть, а жизнь, счастливая и радостная жизнь – торжествует!
Кульминационная сцена фильма – заседание по делу Хантера Адамса (дело в том, что у старшекурсника есть явные недоброжелатели, которые готовы на все, лишь бы он не получил диплом). Здесь режиссер устами Целителя Адамса и председателя комиссии как бы подводит итог всех вопросов и ответов. Тема здравоохранения и эмоциональных отношений между врачом и его пациентом, тема образования, тема жизни и смерти, тема любви и сострадания, тема дружбы, тема свободы выбора, тема чести и достоинства и даже религиозная тема – все они резюмируются в этом эпизоде. «Мы не находим неприемлемыми Ваши попытки улучшить качество окружающей Вас жизни. Мы также не находим неприемлемым Ваше желание рассуждать о существующей медицинской теории и практике. В Вас есть огонь, который мы хотели бы чаще видеть в людях нашей профессии» — и под восторженные аплодисменты публики решение лишить Пэтча диплома отменяется.
Для нас, россиян, этот эпизод еще более поучительный, учитывая состояние отечественной медицинской науки. Здесь мы находим прямой ответ на вопрос, как, будучи настоящими жителями этого всеми высмеиваемого мира русской медицины, смеяться над этой системой, в которой элементарно стационаров не хватает, в которой далеко не все работники – профессионалы с золотыми руками, растущими из правильного места, – но так, чтобы все эти насмешки были похожи на то, как близкие друзья смеются над ошибками друг друга. Да, это есть. Да, это плохо, очень плохо. Но это наше родное, это то, что создали наши предки и мы сами. И, да, это поправимо и, да, мы над этим работаем. Целитель Адамс принял это общество и этих людей такими, какие они есть и живет, и смеется, и плачет вместе с ними. Получив диплом врача, он основал бесплатную больницу, семейный медицинский центр, где за 12 лет принял более пятнадцати тысяч человек. Это и есть тот дом, о путешествии к которому Хантер Адамс размышлял в самом начале фильма. Но ведь счастье невозможно без развития, потому что стояние на месте противоестественно для всего живого. Пэтч Адамс купил землю в Вирджинии, и сейчас там ведется строительство Больницы Здоровья; в списке желающих оставить свое место работы и присоединиться к Пэтчу более тысячи врачей – этими фактами заканчивается фильм «Целитель Адамс».
Высокой оценки достойна каждая деталь в нем. Созданная система образов помогает легко воспринять все тезисы, которые Том Шедьяк пытался донести до нас. Реплики персонажей демонстрируют кропотливейшую работу над каждым словом. Игра актеров, их мимика и интонация поражает точностью попадания – ради одного этого можно пересматривать каждый эпизод снова и снова. Музыкальное сопровождение поддерживает весь спектр эмоциональных переживаний зрителя. Ясный, открытый и творческий взгляд, полное вверение себя Богу и готовность принять любой поворот событий, спонтанность и главное – искренняя доброжелательность главного героя по отношению ко всем и каждому заставляют вспомнить о человечности и о том, что выше нее.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×