Желтая кофта, розовый смокинг, шляпа. Как одевался символ советского футуризма
Маяковский был знатным модником. У поэта было собственное чувство стиля. Он окружал себя вещами безупречного вкуса. Об это свидетельствуют воспоминания современников, газетные материалы и творчество поэта.
Свой стиль поэт совершенствовал годами. Он с детства понимал, как важно уметь преподносить себя, поэтому уделял внимание внешности и самопрезентации. На одном из своих портретов в семнадцатилетнем возрасте он стоит в объемной блузе с бантом. Фигуру подчеркивает подпоясанная веревка. Стильно одеваться помогали мама поэта и его сестры. Одна из них, Людмила, работала текстильным дизайнером на Трехгорной фабрике. В автобиографии «Я сам» Владимир рассказывает о своем стиле:
А блуза? Одна из блуз — простая желтая. О ней поэт пишет:
Желтая кофта с черным бархатным бантом получила эпатаж. Во время футуристического турне 1913 года она вызвала нападки со стороны журналистов. Корней Чуковский вспоминал, как Маяковскому приходилось одеть пиджак, так как у входа в Политехнический музей стоял пристав. Блузу же Чуковский прятал у себя, завернув ее в газету.
Ленты поверх блузы Маяковский повязывал по принципу oversized-галстуков, которые закрывали дырки на одежде. Еще одна блуза
была тоже желтая, в черную полоску. Поэт Бенедикт Лившиц писал, что
, поэтому Маяковский решил пройтись по магазинам, в которых
После долгих поисков Владимир нашел черно-желтую полосатую ткань и на ней остановил свой выбор. Из нее мама поэта Александра Алексеевна сшила кофту.
На фотографии 1914 года с надписью «Футурист Владимир Маяковский» поэт выглядит изысканно: на голове цилиндр, а в руке трость. Смокинги и шляпы авангардист брал напрокат и иногда покупал в театральном магазине. О шляпах поэт пишет в стихотворении «Шляпами панов не забить…». Маяковский любил носить розовый смокинг из ткани с переливами и красный бархатный жилет.
Знакомство с Осипом и Лилей Бриками в 1915 году привело к формированию вкуса. Благодаря Лиле в гардеробе Владимира появляются кепки, галстуки-бабочки, костюмы. Маяковский сдержан в одежде. Выезжая за границу, Лиля отправляет поэту импортные отрезы ткани и одежду. С 1922 года Владимир Владимирович самостоятельно формирует свой «творческий почерк». Он начинает выезжать за границу, в основном во Францию и покупает там рубашки, галстуки, костюмы-тройки. Французская писательница, сестра Лили Брик — Эльза Триоле вспоминала:
Владимир предпочитал импортную одежду, она была более качественной и комфортной. Появляются вещи, становившиеся, любимыми- например, джемпер. Его подарила в 1925 году пианистка Мария Бурлюк. В джемпере Владимир появляется на лекции «Даешь изящную жизнь» 1927 года, позже на выставке, посвященной двадцатилетию его творчества в 1930 году.
Еще одной чертой стиля футуриста была удобная обувь, о которой он мечтал еще в детстве. У него были ботинки французской марки J.M. Weston. На архивных фотографиях видны ботинки с круглым мысом. Для того, чтобы обувь носилась долго, Маяковский подбивал обувь набойками из стали. Получались небольшие каблуки.
Несомненно, стиль поэта — вне времени. С миром моды сложилось у авангардиста не сразу. Он был и новичком в подпоясанной блузе с бархатным бантом, и бунтарем в ярко-желтой кофте, и денди в прихотливом костюме и цилиндре. Стиль поэта менялся, появлялись новые элементы, но Маяковский всегда был авторитетом для современников, ему подражали