Святая Русь тогда и сейчас: применимо ли к современной России
«Я — русский, я иду до конца.
Я — русский, моя кровь от отца…»
SHAMAN
В Русском музее есть самый дорогой для меня картинный зал. Это зал Михаила Васильевича Нестерова. Каждое возвращение туда сопровождается потерей чувства повседневного, обыденного, пространство вдруг наполняется ощущением сказки. Как будто уменьшаешься перед ним, становишься почти ничтожным в сравнении с волшебными образами православного серебряного века, обращающихся к тебе, как у Владимира Соловьева:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Символизм картин, их духовность, нежность пробуждает внутри что-то невесомое, зыбкое, но очень важное. Особым эпиграфом к эссе я выделяю картину «Святая Русь» — воплощение в живописи того значимого и трогательного, что заложено в самом феномене, давшем ей название.
«Святая Русь» — это термин, который часто употребляется в контексте русской культуры и истории, начиная с принятия христианства князем Владимиром в 988 году. Упомянутое понятие символизирует идеал русского мира, основанный на православной вере, вытекающих из нее моральных ценностях и культурных традициях, например, религиозных праздниках и постах. Святая Русь была символом единства русского народа, и это единство в культурном и религиозном плане сохранялось, в том числе, после монгольского нашествия, начала литовской экспансии, — когда разные русские княжества оказались разделены между разными государствами.
С исторической точки зрения о «Святой Руси тогда» можно говорить в контексте существования Российского государства до конца XVII века. В этот период православие было неотъемлемой и важнейшей частью русской культуры и идентичности. Все западное, в особенности католицизм, воспринималось как заблуждение, «не-истинная вера», то есть языческое и даже варварское начало, в то время как русская культура и традиции были единственной правдой на земле. Церковь играла важную роль в жизни народа, она была центром культурной и образовательной жизни. Отличительная черта русского православия — так называемая «обрядовость», дала возможность тотальной интеграции его в повседневную жизнь русского народа: отражение этой особенности можно увидеть и в настоящее время на рекламных полосах газет с предложениями исцеления святой водой. Между тем православная вера была также основой моральных ценностей народа, определяющей его поведение, отношение к жизни.
В ходе своего исторического развития Россия претерпевала большое количество изменений как в политической, так и в религиозной сферах. В качестве доказательства вспомним реформы Петра Великого, изменившие отношение представителей высших сословий к церкви как к общественному институту: подчинение ее государству, сокращение роли в культуре, образовательном процессе. В хороших гостиных прекратилось осуждение западных, «варварских» ценностей, которые, наоборот, стали образцовыми. Блеснуть знанием античности должен был теперь уметь каждый образованный дворянин, а православию в то время отводилась более «камерная», приватная роль.
Позднее, в советский период, страна была признана атеистической, и хотя изъять «опиум» у народа правительству так и не удалось, насаждение научного атеизма в ВУЗах, пропаганда такой системы взглядов на плакатах и иные способы продвижения идеи безбожия внесли серьезные изменения в культуру России.
Продолжая движение по исторической оси в сторону «сейчас», можем заметить, что в современном контексте идеал Святой Руси имеет несколько отличный от прежнего смысл. С одной стороны, некоторые аспекты Святой Руси сохранились до сих пор. Несмотря на то что сегодняшняя Россия — светское государство и поколения, воспитанные в атеистических семьях, зачастую не знакомы со священными текстами и не знают библейских героев, православие по-прежнему является важным элементом национальной идентичности русских, а церковь продолжает играть важную роль в их жизни. Связь с христианством в современном обществе заметна по частому употреблению библейских фразеологизмов, закрепившихся в народном культурном коде: «допотопные времена», «зарыть талант в землю», «внести свою лепту». Многие культурные традиции были возрождены и стали популярными среди молодого поколения. Это выражается в популярности современных религиозных музыкальных исполнителей и их композиций, например, «Русской тоски» Дарьи Виардо или альбомов Нейромонаха Феофана.
С другой стороны, общественные изменения (увеличение миграции населения, возможность свободного религиозного самоопределения и т.д.) привели к тому, что современная Россия стала более открытой и многонациональной. Это не совсем соответствует идеалу «Святой Руси», так как территорию страны населяют представители разных национальностей и конфессий.
Я считаю, что Святость нынешней России — в веротерпимости, в открытости к диалогу с другими культурами и дружбе населяющих ее народов, в особом синтезе различий, возможном только в России вследствие ее огромной территориальной протяженности и многонациональности. Примечательно, что взаимная интеграция традиций воспроизводит одно из оснований русской культуры — ее бинарный характер. Более того, сама она может выступать в роли объединяющего, «сплочающего» звена для всех жителей страны. Пример тому — всероссийская хоровая акция с песней «Я русский» исполнителя SHAMAN (Ярослав Дронов), в которой приняли участие люди разных национальностей страны. Проект был реализован ко Дню народного единства — празднику, провозглашающему новый идеал «Святой Руси».
Таким образом, поддержание традиций и православной веры является важным фактором для сохранения самобытного культурного наследия, но при этом нужно учитывать изменения в обществе и приспосабливаться к ним. Нам необходимо быть открытыми к новым идеям и культурам, потому что только так мы сможем сохранить собственную идентичность и развиваться как многонациональный народ.
Автор текста Александра Танашкина, ОЦ «Сириус», выпускница направления «Литературное творчество», июньская программа «Культура и общество», 2023
Автор фото Илья Лобов