>
Оркестр — это на всю жизнь!

Оркестр — это на всю жизнь!

Спортивный комментатор

Под его чутким руководством вот уже почти 30 лет живет и процветает духовой оркестр эстрадно-джазовой студии «А&Б», юные музыканты год за годом занимают высокие места на международных и российских джазовых конкурсах, его примером вдохновляются, к его мнению прислушиваются и обращаются за советом. Педагогу Центра детей и юношества Ярославской области Андрею Викторовичу Борунову в апреле этого года исполнилось 60 лет.

 

 

 

— Андрей Викторович, свой юбилей вы отметили на сцене Центра детей и юношества. Расскажите, как это было.

 

— Юбилей — это всегда приятно, а особенно приятно то, что я еще мальчишкой начинал на этой сцене, потом выступал многие годы с оркестрами и до сих пор продолжаю на ней выступать. Она для меня — родная. Вот поэтому в юбилей было особенно ответственно, но и прекрасно. Это один из самых замечательных моментов, когда продолжаешь там же, где начинал.

 

 

 

— Андрей Викторович, мы знаем, что ваш сын тоже музыкант. Как учите его?

 

— Ему достается. Я же смотрю на него, не как на обычного участника. Это сын, который должен больше. Когда он начинал в оркестре, я сказал, что не смогу относиться к нему, как отец, я буду требовать с него строже. Так и живем.

 

 

 

— На своем юбилейном концерте вы вместе играли. Как чувствовали себя на одной сцене с ним?

 

— Как равноправные партнеры. Возможно, немного опыта у меня больше. Он с 6 лет начал играть, я честно его не
заставлял. Он сам пришел, потихоньку начал. Сейчас ему 17 лет, он уже много всего повидал на сцене, много выступал — в Чехии, в Москве, во всероссийском центре «Орленок». Он продолжает учиться музыке, идет по моим стопам.

 

 

 

— А если сравнить ощущения, которые были в детстве, и сейчас, чем они отличаются?

 

— Волнительно, что тогда, что сейчас. Раньше только переживал за себя, а сейчас — за оркестр. Перед выходом на сцену думаешь, как они сыграют, как все прозвучит, как воспримет зритель. Никогда не перестаешь волноваться.

 

 

 

— Как вы думаете, если бы не музыкантом, то кем бы вы стали?

 

— Мне кажется, что-то связанное с военной службой. Я очень люблю дисциплину и организованность. Оркестр — это тоже четкая организация. Я считаю, что в оркестре, и вообще в большом мальчишеском коллективе, никогда не должно быть демократии. Мнения выслушиваются, но начальник должен быть один. Если будет демократия в оркестре — будет анархия и хаос. Нужно четко распределить обязанности, чтобы каждый выполнял свои функции, и следить за этим строго. Но при этом старшие ребята помогают младшим, потому что без такого товарищества в большом коллективе ничего не получится.

 

 

 

— Андрей Викторович, можно сказать, что вся ваша жизнь прошла в Центре детей и юношества?

 

— Не совсем так. Большая часть жизни — да. После окончания музыкального училища, я работал в музыкальной школе №1 и только в 1994 году мы с Сергеем Николаевичем Шарыгиным (педагог эстрадно-джазовой студии «АБ» — М.П.) вернулись в Центр, в котором занимались еще в детстве.

 

 

 

— Почему вернулись?

 

— Нас позвал наш педагог Александр Иванович Балдин. Мы с ним как-то встретились, и он сказал: «Хорош болтаться по свету, возвращайтесь назад, давать свои знания детям». Мы и пришли.

 

 

 

— А чему главному вы стараетесь научить своих учеников?

 

— У меня нет цели, чтобы они стали профессиональными музыкантами. Я учу их любить и понимать музыку. Но самое главное для меня, чтобы они выросли порядочными людьми, могли отвечать за свои поступки, уметь думать головой. Я убежден, что занятие музыкой этому очень помогает.

 

 

— Ваши педагоги воспитывали вас также?

 

— По-разному, кто мягче, кто строго. Я и сейчас так делаю. Когда-то надо прикрикнуть, когда-то нужно уметь приласкать. Особенно малышей. Вот, поехали в лагерь, кто-то соскучился, надо взять его к себе, посидеть и поговорить. Но могу сказать, от всех педагогов, которые были в моей жизни, я взял самое хорошее.

 

 

— А если бы оркестр состоял из одних девочек, вы бы смогли работать педагогом в таком коллективе?

 

— Я работал. Это сильно различается. С мальчишками надо жестче, потому что в будущем, это муж, защитник, опора. А с девочками нужно быть мягким, с ними сложнее. Но и в женском оркестре о демократии речи не идет.

 

 

 

— Как вы считаете, какие качества для музыканта самые важные?

 

— Умение думать головой, память, музыкальный слух. Все нужно делать с умом, даже на начальном этапе, чтобы потом это уже было на автомате, вошло в привычку.

 

 

 

— У вас эти качества музыка воспитала?

 

— Нет, почти все эти качества воспитывает жизнь. Мне повезло, что на моем пути встретилось много хороших педагогов, и они мне эти качества привили.

 

 

 

— Почему быть музыкантом хорошо?

 

— А кто сказал, что быть музыкантом хорошо?! Это тяжелый труд. Ко мне приходят маленькие дети, я им даю специально месяц подумать, смогут ли они быть ответственными. Ведь в коллективе каждый отвечает не только за себя. Я постоянно объясняю: в оркестре за тебя отвечают все, а ты — за весь оркестр.

 

 

 

— А что больше всего вас расстраивает в работе?

 

— В последнее время — потеря контакта с родителями. Еще 10 лет назад родители телефоны обрывали. А сейчас не
звонят, не интересуются. Куда мы? Что мы? Потеряна связь, которая должна быть между педагогом большого коллектива и родителями. Это очень важно. Из-за этого многие и бросают. Первый полгода именно родителям нужно настаивать, чтобы ребенок ходил, не пропускал, втянулся. Идет марафон, слабые выпадают. Занятие музыкой затягивают, но в период адаптации нужно действовать сообща. Но в новых условиях мы тоже умеем работать.

 

 

 

— В коллективе есть ребята разных возрастов, как они между собой общаются?

 

— Не только разных возрастов, у них разный уровень мастерства. Я сторонник системы преемственности: более
слабый сидит за одним пультом с более опытным. Если не будет постоянного профессионального общения, то в таком учении не будет смысла.

 

 

 

— Если бы вся ваша жизнь началась сначала, выбрали бы тот же путь?

 

— Наверное, я бы постарался избежать ошибок и достичь большего уровня, как профессионал.

 

 

 

— Опишите себя пятью существительными.

 

— Мужчина, педагог, защитник. Наверное, хватит. Все-таки краткость — сестра таланта.

 

 

 

— Какая у вас любимая цитата?

 

— После каждого концерта я говорю: «Спасибо всем за подбитые танки». Это из фильма «Горячий снег».

 

 

 

— А если вспомнить другой фильм «Брат-2», то как бы вы ответили на вопрос «В чем сила?»

 

— В правде, конечно.

 

Фото: ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества»

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×