А дом, заставленный добром — ещё не дом. И даже с люстрой над столом.
С чего начинается семья? С уютного дома, где всегда ждут. С маленьких огорчений и больших радостей. С громких семейных праздников и тихих вечеров с рыжим котом у ног. А ещё наша семья начинается с уважения наших корней и почитания тех, с кого мы берём пример – наших предков.
Добро пожаловать в мой дом, в мою семью. Я налью вам чай и достану старый альбом с фотографиями. Говорят, в старых замках водятся привидения, а в старых альбомах — увлекательные истории…
Осторожно беру в руки самую старую фотографию в альбоме: молодой статный офицер рядом с потрясающе красивой, нарядно одетой женщиной. На их коленях удобно расположились двое маленьких счастливых мальчишек. Старший из ребят — мой прапрадедушка, Харьковский Стефан Иванович. Надпись на фотографии гласит: «На строительстве железнодорожной станции Зимовники, 1894 год». Поселок Зимовники – моя малая Родина, место, где я провел первые годы своей жизни. А еще в Зимовниках родились и выросли мои родители. И там же, в поселке, жили и умирали мои предки, чьи потрепанные временем фотографии лежат в толстом выцветшем альбоме.
На следующем фото мой прапрадедушка, Бочко Владимир Никифорович. В 18 лет юный Володя пошел добровольцем в Красную Армию. Однажды к ним в хутор Мокрый Гашун приехали калмыки, служившие в то время белогвардейцам. Незваные гости устроили для себя праздник за широким столом. Пока же они веселились, прадедушка украл у них лошадь и поскакал в Зимовники, предупредить красноармейцев об опасности. Калмыки услышали шум, выскочили из дома, начали стрелять молодому Володе вслед. Прапрадедушка мчался галопом, загнал лошадь, но успел предупредить товарищей. Военной службе он посвятил всю свою дальнейшую жизнь.
На другой страничке слева еще одна фотография семьи Харьковских. Двадцать третье июня 1941 года: в это день Стефан Иванович был призван на фронт. А 13 июля у него родилась дочь Вера. Моя прапрабабушка, Василиса Даниловна, сделала фотографию маленькой Веры и отправила ее мужу на фронт, чтобы поддержать в нем большую веру в победу. Стефан Иванович увидел свою дочь, когда вернулся домой с победой и медалью «За освобождение Праги». Эта медаль бережно хранится в нашей семье.
Фотография справа – ровесница Великой Победы. Глава семейства, муж, отец, Парусимов Иван Петрович вернулся с фронта. Чтобы запечатлеть это радостное событие, вся семья отправилась к фотографу. Кстати, эта фотография самая популярная в нашей группе «История фамилии Парусимов». Нас, участников группы, немного, все мы родственники из разных ветвей. В группе мы обмениваемся фотографиями, выставляем интересные документы. У нас есть генеалогическое дерево и семейный герб. Кроме того, моя мама ведет родословную книгу в электронном виде. Туда она добавляет документы военных лет, карты, фотографии мест захоронения родных и другой материал, найденный в интернете.
Снова семейный снимок: муж, жена и девять детей. Самый грустный из альбома. Когда дохожу до него, на глазах невольно появляются слезы. Рядом с фотографией лежит почтовая карточка 1943 года. Это единственное письмо с фронта от моего второго прадедушки, Ожередова Федора Карповича, главы большого дружного семейства. И последняя фотография всей семьи в полном составе. Все улыбаются, все счастливы. Больше уже состав семьи не будет полным. Началась Страшная Война. Прадедушка Федор не вернулся с войны, и с его портретом уже который год подряд я буду гордо шагать в колонне «Бессмертного полка».
Листаю альбом дальше. Это уже другое поколение. Вот мой прадедушка, Парусимов Василий Иванович. Два года назад прадедушки не стало, но он прожил долгую и плодотворную жизнь. Прадедушка на фотографии в военной форме, строгий, подтянутый. Он служил в Венгрии, возил на машине спецкора газеты «Красная Звезда». Когда в Венгрии проводилась операция «Вихрь», туда из Москвы прилетал знаменитый писатель Твардовский, возглавлявший журнал «Новое время». Прадедушка на редакционной машине встречал писателя на вокзале. Для деревенского паренька эта встреча со знаменитым на весь мир писателем казалась фантастикой. Часто прадедушка вспоминал Александра Трифоновича Твардовского как доброго и простого человека.
Прабабушка Вера в новом нарядном платье. Так и кажется, что сейчас заиграет старый важный патефон и сестры Федоровы запоют: «Выдавали молоду на чужую сторону…». Красавица Вера пустится в пляс, а деревенский паренек Василий будет смотреть на нее влюбленными глазами. Потом они поженятся, а патефон с пластинками займет свое почетное место в шкафу. В 2017 году мы отмечали шестидесятилетие их совместной жизни. И обязательно в тот важный для всей нашей семьи день настроили патефон: сестры Федоровы спели юбилярам их любимую песню, и, как в молодости, нарядная Вера кружилась в танце, а счастливый Василий смотрел на нее влюбленными глазами… Будто и не было этих шестидесяти лет!
Кстати, вы когда-нибудь видели, чтобы огромного верблюда запрягали в телегу вместо лошади? Я расскажу вам историю этой фотографии в другой раз. А сейчас давайте, наконец, пить чай, он совсем остыл.
Я закрываю старый альбом и убираю его в шкаф. Приходите к нам еще. Интересные семейные истории ждут вас.
С уважением, ваш Никита.