>
«Святая Русь» — тогда и сегодня: применимо ли к современной России?

«Святая Русь» — тогда и сегодня: применимо ли к современной России?

Эссе
Святая Русь! Ты держишь этот бой
На протяженье тысячи веков,
И как рассвет, сияет над Тобой
Пречистой Богородицы Покров.Марина Волкова «Святая Русь»

 

 

Святая Русь — это выражение уже кажется привычным и знакомым любому русскому человека. Неспроста образ святого государства изображается на картинах, описывается в литературе и даже упоминается в быту. Сейчас мы понимаем выражение «Святая Русь» как термин, описывающий историческое, религиозное и культурное наследие, характеризующий национальную идентичность страны. Некоторые считают это понятие рудиментом и не ассоциируют с ним современную Россию. Я же придерживаюсь точки зрения, что святость государства не исчезала ни на минуты его существования, и следовало рядом с ним на протяжении всей многолетней истории.

 

 

Свои истоки понятие «Святая Русь» берёт с момента Крещения Руси в 988 году. По преданию, после крещения князь Владимир Красное Солнышко обратился к своим приближенным и заявил, что теперь жить они будут по-иному. Это событие имело огромное значение для дальнейшего развития России и становления её многовековой истории, поскольку оно стало началом формирования православной цивилизации и культуры на «святых» русских землях. С принятием христианства на Русь пришла идея соборности, под которой понимается коллективное жизнетворчество, единодушное согласие в жизни и церкви. Важно заметить, что православие установило религиозно-правовой быт русского народа, привело к формированию менталитета людей и стало верховным идеалом для развития страны. Так, крещение Руси стало основой для становления концепции «святой земли» — государства, которое стремилось к особым высшим ценностям.

 

 

Постепенно понятие «Святая Русь» приобрело широкое распространение, и это отразилось не только на общий культурный фон страны, но и на литературу. Изначально это были произведения, непосредственно связанные с православием и религией. Например, работа Митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», которая наиболее ярко раскрывает все духовные ценности христианства и иллюстрирует разницу между оправданием и спасением.

 

 

Концепция «Святой Руси, приобретая массовость, легла в основу многих фольклорных произведений. Так, в былинах о трёх богатырях (сюжет, которых, впрочем, остается популярным и по сей день благодаря массовой культуре) формируется образ народных представлений об идеальном государственном устройств, ведь каждый из богатырей символизирует одну из трёх частей русской нации: простой народ (Илья Муромец) , аристократия (Добрыня Никитич) и церковь (Алёша Попович). Пока они объединены общим служением и общей идеей – Россия пребывает в безопасности, сохраняет свою святость и соборность. Важно заметить, что в сказаниях богатырей называют именно «святорусскими», что говорит о каноничности этих образов. Символично и само число три, которое отсылает нас к Святой Троицы.

 

 

Образ «Святой Руси» не обошёл стороной и художественную литературу XIX века. В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» неоднократно встречаются мотивы христианства и соборности. Так, при описании поместья Степана Плюшкина встречается одна не яркая, но очень весомая деталь — засохший кусочек пасхального кулича, который символизирует, что у каждого человека (пусть даже и с «мертвой» душой) есть возможность на духовное воскрешение через раскаяние. В критической статье Виссарион Белинский называет гоголевскую поэму «историческим, народным, социальным» произведением. Основной причиной для этого стало особое внимание к положению обычных людей и к идеи того, что развитие России возможно лишь с единением. Финальное лирическое отступление, которое также является самым известным в поэме, подводит итог всего произведения размышлениями о будущем России. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» — в этом риторическом вопросе наиболее ярко виден образ «Святой Руси». Сравнивая страну с несущейся тройкой, автор сравнивает её со Святой Троицой, а в образном выражении «пропадающая даль» заключена метафора всего долгого и бескрайнего пути «Святой Руси».

 

 

Что же происходит в современных реалиях 21 века? В моём видении, понятие «Святая Русь» не имеет временных рамок. Этот термин остается неотъемлемой частью культурного кода русского народа и по сей день. Наверное, каждый человек так или иначе ассоциирует свою Родину со святой землёй: и здесь дело не только в религии (которая, безусловно, оказала влияние на введения термина в часть культурной жизни государства), но и в менталитете людей, системе их взглядов на обыденные ситуации и одновременно глобальные проблемы. В моём сознании за Россией закрепился именно «святой образ», который проявляется в безусловном единение и взаимопомощи, то есть в соборности, а также в абсолютной вере русского человека. Влияние религии на культуру и менталитет неоспоримо, и православие устойчиво закрепилось в обыденной жизни людей, пусть даже и неосознанно, ведь как говорил русский поэт Фёдор Иванович Тютчев: «Русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному».

 

 

Таким образом, понятие «Святая Русь» — это не избытки прошлого, а часть настоящей и живой культуры нашего государства. Образ соборности и святости на протяжении 10 веков сопутствует развитию государства: это проявляется не только в культуре и литературе, но и в нашей обыденности.

 

 

В заключение хочу сказать, что «Святая Русь» – это не только ода духовности России, но призыв к сохранению исторических традиций и культуры.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×