«Она влюблена во весь мир»: рецензия на документальный фильм о Марине Абрамович
Марина Абрамович – югославская художница, автор известных перформативных выступлений: похода по Великой Китайской стене навстречу возлюбленному, опасного для жизни «Ритма 0», критикующего войну «Балканского барокко» и многих других. В 2010 году состоялась ретроспективная выставка Марины, главное событие которой – перформанс «В присутствии художника». О нем, об искусстве и о всеобъемлющей любви художницы к миру рассказывает фильм Мэттью Эйкерса «Марина Абрамович: В присутствии художника».
Весной 2010 года Марина Абрамович провела три месяца в Музее современного искусства Нью-Йорка. Каждый день много часов подряд художница неподвижна сидела в центре просторного зала на стуле. Она не двигалась, не говорила, не ела, только смотрела в глаза любому желающему, севшему на стул напротив. В тот момент, когда они устанавливали зрительный контакт, случалась главное: Марина одним взглядом любила, жалела, понимала гостя. Художница отдавала этому все свои силы и всю любовь.
Документальный фильм «Марина Абрамович: В присутствии художника» не только стал хроникой подготовки и проведения выставки, подводящей итог сорока годам творчества героини, но и попытался понять сложную душу главной художницы перформативного жанра в мире. Главная героиня картины – это решительная и смелая женщина, прошедшая много испытаний. Высокая, статная, сильная даже в болезни, не боящаяся быть уязвимой, она с яростным жаром создает искусство.
Вся её жизнь – это искусство. Она не разделяет личное, семейное, социальное, политическое. Для неё все – перформанс, и вся её жизнь – это почва для идей, за которые борется Марина. Фильм много внимания уделяет семье художницы и её взаимоотношениям с людьми.
Самым запоминающимся второстепенным персонажем киноленты стал седой покосившийся Улай. Когда-то возлюбленный, партнер, опора, целый мир Марины, в фильме – символ прошлого, которое уже не вернуть. Улай пришел поучаствовать в перформансе. Он сел на стул напротив. Когда их взгляды встретились, художница не смогла сдержать слез.
Трогательная сцена – кульминация – вызвала эмоции у гостей музея. Всего минуту они были вместе, но им суждено расстаться вновь. Улай встал со стула и освободил место людям. Теперь «возлюбленным» женщины стала публика.
Фильм «Марина Абрамович: В присутствии художника» – это ответ на вопрос, которым десятилетиями мучили художницу, «Действительно ли ЭТО искусство?» Если перформанс влияет на людей, если он меняет мир вокруг, если он делает других счастливыми, то ЭТО имеет право на существование и должно быть услышано.