Не просто профессия
В приморский лагерь «Артек» приезжают очень разные, необыкновенные и по-своему прекрасные дети. И конечно, на отряды к таким ребятам нужны талантливые вожатые. Чтобы узнать, каково это, быть вожатым, мы отправились в лагерь «Янтарный» международного детского центра «Артек». Здесь, на отряде номер 11, вместе работают проходящие педагогическую практику студенты-вожатые Ульяна Королева, Жора Исаков, и каждый год приезжающая в «Артек» молодая воспитательница Александра Конарева.
Я спросила у своих вожатых:
— Вожатство это профессия, хобби или призвание?
Ульяна: Точно скажу, что не хобби. Если едешь вожатым, то нужно отдавать себя по полной. Еще нужно быть готовым к загруженности, даже к ночным репетициям. У нас их было много, поэтому иногда по утрам мы могли выглядеть очень сонными.
Жора: Это все три аспекта: и профессия, и хобби, и призвание. Для каждого это что-то свое. Для меня же это, наверное, больше призвание.
Саша: Вожатый это однозначно призвание, ведь далеко не каждый может им стать.
— Как вожатые уезжают на несколько смен и не грустят по дому?
Жора: Как не скучают? Очень сильно скучают, но во время работы это как-то забывается.
Ульяна: Ну конечно, все вожатые так же сильно грустят по дому, как и вы. Единственное, наверное, что спасает нас от этих грустных мыслей, это очень насыщенные дни смены и теплые положительные эмоции от наших детей.
Саша: Некоторым вожатым просто не по чему грустить…
— Случались ли в вашей практике неприятные истории?
Ульяна: Из моего опыта в другом морском лагере: был шторм, и у детей в корпусе снесло крышу. Мы долго приводили здание в порядок, а нам с детьми приходилось ночевать в другом лагере.
Жора: Перепутал автобусы, и потерял из-за этого пол отряда)
— А что самое приятное что вам делали дети?
Саша: Один раз дети устроили вожатым квест по комнатам со смешными заданиями, а в самом конце мы разбивали пиньяту, в которой были детские поделки и рисунки для нас.
Ульяна: Самое приятное, что делали дети – поздравляли меня с днём рождения. Ребята сказали: “Ульяна, зайди к нам в туалет, там засор”. Я иду к ним, и за мной хвост из нескольких девчонок, а вообще у меня в отряде 24 девочки были. Открываю дверь, и они просто вываливаются из уборной с плакатом, с шариками, с музыкой, поздравлениями. Никто меня в таком месте еще не поздравлял, это очень мило.
Жора: Смотрели на меня своими влюбленными глазами, смеялись с моих шуток и подколов, а так же дарили сувениры. Для счастья, на самом деле, надо очень мало.
— Что самое плохое может случиться в вашей работе? Это случалось?
Саша: Ключевая обязанность вожатого – сохранить жизнь и здоровье ребенка, ничего плохого, к счастью, не случалось, но иногда дети ревнуют вожатых друг к другу и делают глупости.
Жора: Недопонимание с напарницами, и когда не чувствуешь поддержку и отдачу от детей.
Ульяна: Наверное, плохое напарничество. С самого начала смены, если не получается договориться с напарниками, то и с отрядом будет нелегко. Если напарник не показал полную свою отдачу при работе с детьми, то, понятное дело, тяжело работать в одиночку. А вот с Сашей и с Жорой мы очень хорошо вместе сработались.
— Может ли ребёнок стать настоящим другом?
Саша: Может, но в уже более осознанности возрасте, ведь всегда присутствует та грань, которую в нашей работе нельзя переступать.
Жора: Кончено да. Ведь дети более чувствительные и понимающие, нежели взрослые. У меня есть друг ребенок, и я этому очень рад. Так что цените таких детей, их очень мало.
Ульяна: Да, ребенок действительно может стать настоящим другом. После смен я всегда была рада увидеться с полюбившимися детьми на встречах в Москве. У меня есть знакомый вожатый, к которому один ребенок четвертый год подряд приезжает в конкретный лагерь и смену, чтобы обязательно встретиться.
Как и мы, отдыхающие в лагерях дети, наши вожатые порой устают и скучают по дому. Они также радуются и о чем-то своем мечтают, а объединяет нас всех одно – любовь к лагерю и радость детства.