В мир детских мечтаний: Как газета «Салют, Орленок!» бодрит Александра Конева
Как известно, «Орленок» каждую смену собирает самых талантливых и ярких ребят со всей страны. Для них создаются самые разнообразные и необычные смены, про которые не все знают. Для освещения таких событий обязательна нужна газета, которая есть и у этого детского центра.
Мы встретились с главным редактором детской газеты «Салют, Орлёнок!» — Александром Коневым, чтобы обсудить, как газета помогает юным читателям открывать новые горизонты, какие темы волнуют современные дети, как происходит процесс создания увлекательных публикаций и личные интересы.
— Вы — главный редактор знаменитой газеты «Салют, Орлёнок!». Давайте поговорим о том, как все начиналось: когда и как была основана газета для подростков и их родителей?
— Меня тогда еще и в живых не было… меня не было, прикинь! А мне 50! В далекие советские времена, примерно 70-ые годы зародилась газета. Это была одна страничка в формате А3, и причем, она была не горизонтальная, а вертикальная с двух сторон. Это чем-то напоминало средневековые книги. Она печаталась в классической типографии.
— Ого, необычный формат! Давайте тогда вспомним прошлое, раз начали. Каким вы были ребенком? Желание выражать свои мысли словами пришло с детства, или в более осознанном возрасте?
— Впервые, о том, что я хочу стать журналистом, мне сообщила медсестра… медсестра в нашей школе! Это были глубокие советские времена, примерно 80-ые. Мне было лет 14. Во всякой нормальной школе был медработник, а наша оказалось параллельно собкором районной газеты… ну зарплата была видимо маленькая.
Она, совершенно случайно, прочитала мое сочинение, потому что была знакома с преподавательницей русского языка и литературы. И это сочинение она отправила в газету, а его опубликовали! Медсестра сказала, что я молодец и у меня здорово получается. Более того, тогда я впервые получил гонорар! 2 рубля 34 копейки, как сейчас помню… это сейчас никто никому ни за что не платит. В тот момент я начал серьезно задумываться над профессией журналиста.
Но, увы, когда я закончил школу, то пришел к выводу о том, что я не хочу никуда поступать. Тогда не было ЕГЭ, мы сдавали 5 выпускных экзаменов по билетам. И после сдачи, я понял, что если пойду сдавать вступительные в ВУЗ, то я рехнусь.
И как-то раз я сказал папе: «Возьми меня на работу!». В итоге он меня трудоустроил. Год я проработал на заводе, и только я собирался поступать в ВУЗ, как мне предложили поехать в стройотряд… романтика! Романтика была обалденная! Мы ничего не строили, а только собирали арбузы на юге Волги в Астраханской области. И когда я вернулся, то написал несколько заметок об этом радостном событии, после которого я обгорел, но зато накачался. Я отнес эти заметки в газету «Молодежный курьер» в республике Марий-Эл. Им понравилось. Но я ничего не предпринял.
Эпоха капитализма подсказывала мне то, что журналистика тогда никому не сдалась и нужно выживать. Тогда начинались чуть ли не бесплатные курсы по ремонту теле-, радиоаппаратуры. Поскольку, физику я впитал с молоком матери, я пошел учиться на телемастера. У меня почти получилось, и на будущий год, я опять собрался поступать не то на филфак, не то на истфак Марийского Государственного университета, город Йошкар-Ола. Йошкар-Ола, республика Марий Эл — это моя родина, кстати. Черти где, Казань, Нижний Новгород — и где-то там посередине затерялась целая республика, там я и родился.
Однажды я увидел, что в газету «Марийская правда», требуются сотрудники. Что-то писал время от времени, даже ездил на мероприятия, встречался с людьми. Главный редактор «Марийской правды» позвонил в Марийский гос. университет и сказал: «Тут у нас есть мальчонка, а у вас скоро подготовительный бесплатный набор, возьмите его, пожалуйста». Я прошел все вступительные экзамены и уже накануне поступления в ВУЗ, одна из преподавательниц посмотрела на меня и сказала: «Конев, если бы из «Марийской правды» не позвонили, я бы тебе ни за что 5 за вступительные не поставила бы!».
Но главный редактор газеты рассказал мне о том, что начальница, которая курирует мои статьи и, время от времени, переписывает их, закончила Уральский университет. И тогда я решил переехать. Дали мне рекомендацию и поехал я в Екатеринбург поступать. Сдал все экзамены с первого раза и поступил, что меня удивило! Я закончил лучший журфак по ту сторону Урала.
— В итоге, как вы считаете, что стало главным толчком прийти в печатное СМИ: медсестра, стройотряд или Уральский университет?
— Я оказался на очень странном распутье. Понял, что телемастер я так себе и посредственный, когда меня пару раз током дернуло. Я подумал, что надо куда-то трудоустраиваться и тогда обнаглел! Я пришел в муниципальную газету «Йошкар-Ола» и попросился к ним на работу. Они сказали, что им нужен экономический обозреватель. Мальчонке 19 лет, какая экономика! Поэтому они посоветовали мне учиться.
И, наверное, именно этот разговор с главным редактором «Йошкар-Олы» повлиял на меня стать журналистом. Возможно, из вредности я и поступил в Уральский университет.
— Вы ранее упомянули, что в возрасте 20-ти лет не читали книги. Но такая важная и ответственная должность, требует начитанности. Можете рассказать, поменялось ли мнение спустя время, и если да, то какая ваша любимая книга и почему?
— Я как Путин, не люблю читать, а слушаю аудиокниги. Слушаю цикл произведений Корморана Страйка. Это новые детективы, а автор у них Джоан Роулинг. Рекомендую! Очень муторные, длинные книги. Хорошо, что я не читаю, глаза бы сломал! А из любимых писателей — Толстой. А Достоевского как раз-таки не люблю. Считаю, что он коммерческий писатель. Толстой в этом вопросе более честен, обстоятелен, он описывает нормальные страсти и отношения. Больше всего мне нравится, как ни странно, «Крейцерова соната» — очень короткое произведение, которое, в свое время, высмеяли Ильф и Петров. Или «Отец Сергий» — это вообще очень интересный подход, видение Толстого христианства без Христа. Но показать такую силу духа — надо еще суметь.
— Это прям отдельный подкаст! Давайте вернемся к газете. Какова основная идея или миссия, лежащая в основе создания газеты?
— Вообще, их было несколько. Как известно, газета «Салют, Орлёнок!» выходила даже на федеральном уровне! На данный момент у нас свидетельство о регистрации находится в Москве, не в Краснодаре, как все нормальные СМИ, например, газета «Всем вместе», которую мы делаем для взрослых. Газета выполняет роль тренинга для молодых журналистов, для детишек, которые только-только учатся слагать из слов красивые, хорошие тексты. А также, это портфолио, учитывая, что сейчас это всем важно и нужно, и лишний раз, у тебя публикация в федеральной газете!
— Здорово! Это действительно важно. А расскажите, пожалуйста, а что входит в обязанности главного редактора?
— Если говорить о газете «Всем вместе», то там все хорошо. Мы сдаем в пятницу, нам её в субботу привозят. Взаимоотношения с типографией, это один из важных и ключевых аспектов для меня. Он, наверное, даже важнее, чем творческий, потому что это все деньги. Я больше хозяйственник здесь, чем творческий дядька.
А газета «Орленка» не периодическая, ведь она раз в смену. А смены же не четко ходят, когда в середине месяца начало, когда в конце, когда в начале. Поэтому, каждый раз я договариваюсь с типографией отдельно и индивидуально, для того, чтобы напечатали «Салют, Орленок!». Это достаточно сложный момент, ведь у типографий может не быть экспедиций (нет машины, которая приехала бы сюда из Краснодара), значит надо действовать — заказать автомобиль или самостоятельно ехать. Это я еще не говорю про развоз газеты по всем лагерям, начиная от «Дозорного», заканчивая «Олимпийской деревней».
Творческий момент, безусловно, он есть. Это же газета, надо чтобы ее читали. Не просто ведь дети написали, а мы опубликовали… нет! Мы это еще редактируем. Но, могу сказать, что тексты в последний год, стали значительно грамотнее.
— А сколько лет вы уже работаете?
— Третий год. Я пришел аккуратно, накануне войны.
— Вспомните, пожалуйста, свой первый выпуск газеты. Как прошел процесс?
— Очень трудно прошел. Только-только создавался медиаотдел, поэтому была реорганизация. Надо было налаживать взаимоотношения. Я помню тогда ездил в Краснодар за газетой, потому что не знал как разобраться с логистикой. Боялся, что ли.
— Вы упомянули свой медиаотдел. Расскажите, тогда, пожалуйста, про вашу команду: сколько людей, как распределена работа?
— Мы не только работаем над газетой «Салют, Орлёнок!». В первую очередь, наша редакция нацелена на создание газеты «Всем вместе» — внутрикорпоративное издание. Нас 4 человека: главный редактор, три корреспондента, а один из них выполняет функцию дизайнера-верстальщика и корректора. Что касается детской газеты, в этом вопросе тут, конечно, ее производство немного сложнее выглядит. Надо поддерживать тесные отношения с отделом медиаобразования. У нас один верстальщик на две газеты. Корреспондента задействуем в качестве корректоров.
— А изменилась ли концепция газеты с вашим приходом?
— Нет. В целом, концепция «Салют, Орленок!» и не должна меняться, так как главная ее цель — тренинг для детей и газета должна подстраиваться под них. Есть только один нюанс: у нас произошли композиционные изменения. Газета, которая делается вне сезона — немного иная, двухцветная, интересная в дизайне. А газета, которая выпускается сейчас, в сезон, она остается неизменной несколько лет.
— Судя по вашим рассказам, в работе редактора очень много трудностей. Но ведь в каждом деле, есть как плюсы, так и минусы. А поделитесь своими!
— Из плюсов, газета бодрит! В каком плане? Вот мы её делаем-делаем-делаем… а потом бац! В последний день нужно её сдать. Это мобилизует мысли, так сказать, дисциплинирует, собирает, начинаешь думать быстрее. Янтарная кислота так не работает, как мозг в такие моменты. А из минусов, нервные срывы — яркий момент.
Договориться с типографией — самое сложное. Не то чтобы, они против, просто нет свободного места и времени, а ты должен сделать её вовремя. Но выходы как-то всегда находятся. Я ведь уже старенький, 50 годиков, поэтому, нервные срывы — не новость. Я еще и инсульт пережил! Но это не из-за «Салюта».
— Сложно! Каковы ваши планы на будущее в пределах развития и улучшения газеты?
— Мы уже сделали композиционные изменения в этом году. Во-многом это зависит от бюджетирования, а не от наших хотелок. Безусловно, было бы замечательно перевести газету на цветную, как говорится 4+4 на типографском. И второй момент, было бы хорошо подключить её к «Орлятам России», как одно из СМИ.
— Ну и напоследок, какие советы вы можете дать юным журналистам?
— Многие журналисты спиваются, потому что журналист — человек, который переживает событие дважды. И хорошо, если ты спортивный журналист: пришел на футбол, ваша команда победила со счетом 9:1, пишешь с радостью статью.
А если ты криминальный обозреватель, то описывать ужасные события — очень влияет на тебя. Надо уметь противостоять чересчур эмоциональной сопричастности. Суметь не выгореть. Вот этого я и желаю!
— Спасибо за интервью! Уверена, что газета «Салют, Орлёнок!» будет идти только вперед, собирая с собой читателей с каждого уголка мира. Творческих успехов вам!