Мои казачьи корни
Семья – это наивысшая ценность в жизни каждого человека. Семья – это мир, где царят любовь и преданность. В каждой семье есть свои традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Это помогает укрепить связь между членами семьи и создать особую атмосферу доверия и любви. А если в семье знать свою историю и свои корни, передавать из поколения в поколение информацию о своем роде – это дорогого стоит.
Я и моя семья по материнской линии имеет казачьи корни, мои самые близкие родственники –Гундоровские казаки. Свою казачью родословную я узнала, начиная с моей прапрабабушки – Фетисовой (в девичестве Извариной) Татьяны Даниловны, 1886 года рождения, родом из хутора Караичева, Каменского района. В воспоминаниях Татьяны Даниловны звучало имя ее деда – Якова Корнеевича Изварина, прожившего 102 года. Бабушка прожила 101 год, она всегда говорила, что родом в дедушку – долгожителя. Родители бабушки — Даниил и Акулина Изварины, любили её, поэтому не отдали на трудную поденную работу. Поскольку семья их была очень благочестивая, Татьяна тоже выросла глубоко верующим человеком. Родители отдали ее, молодую девушку, в семью батюшки, который служил в церкви хутора Караичев. Бабушка помогала убираться и прислуживать в церкви, помогала батюшкиным дочкам, за что ей по праздникам дарили отрезы на платье и другие подарки.
Когда пришло время выдавать бабушку замуж, её родители, по традиции казаков, внимательно присматривались к молодым юношам. К бабушке посватался Фетисов Петр Анифатьевич из хутора Дубовой. Свадьба Татьяны и Петра состоялась после Филипповского поста. Так бабушка поселилась в хуторе Дубовой Каменского района, откуда был родом ее муж. Пришла в большую семью, где все жили вместе, но каждый член семьи знал свои обязанности. Позже Петр и Татьяна стали жить самостоятельно, в семье Фетисовых появилось трое детей – Василий, Матрена и Алексей – мой прадед. Кормилась и жила семья Фетисовых только за счет натурального хозяйства. От коров собирали масло, сметану, творог. Было свое мясо. Излишки продуктов вывозили на станцию Глубокую и продавали на рынке или меняли на мануфактуру, платки, одежду и много еще чего, необходимого для жизни в отдаленном хуторе. Привозили домой также и продукты: селедку бочонком, халву, пряники. Часто приходилось ходить на рынок пеш¬ком, положив груз на плечи. Останавливаться было нельзя, потом груз не поднимешь. Шли и шли до места с провизией.
Мой прапрадедушка Петр Анифатьевич (муж Татьяны Даниловны) воевал в первую Мировую войну 1914 года с германцами. Попал в то время, когда германцы травили русских солдат газом – хлором. Вернулся с фронта с больными легкими, часто кашлял. Он чувствовал, что долго жить не будет и бабушке говорил: «Татьяна, тебе одной с детьми оставаться…» В 1918-1919 годах шла борьба между «красными» и «белыми» казаками. Прадедушку принуждали идти воевать, но он был болен и отказался, тогда его вывели на гумно (место, где молотят зерно) и хотели расстрелять. Прабабушка и дети плакали. Татьяна просила детей, чтобы упрашивали красноармейцев оставить отца живым. Сжалился один знакомый из военных, не стал расстреливать и сказал, что он больной и сам скоро помрет. В 1920 году Петра Анифатьевича не стало. Татьяна Даниловна осталась вдовой с тремя маленькими детьми на руках…
Мой прадед – Фетисов Алексей Петрович – третий сын Татьяны и Петра. Алексей никогда не вспоминал о своем детстве, но что оно прошло в трудах и помощи по хозяйству это, несомненно. В семье Фетисовых было небогато, но царила любовь, уважение друг к другу. Свой покладистый и мягкий характер прапраба¬бушка подарила своим детям. Алексей всю жизнь был добрым, участливым человеком. Свою маму, даже будучи взрослым человеком, называл «жалкая моя мамунечка». У казаков в лексике слово «жалкая» означает любимая, родная.
Летом 1941 года мой прадедушка Фетисов Алексей Петрович ушел на фронт защищать Родину. Фронтовая биография его связана с кровопролитными боями при обороне Луганска, Новороссийских цементных заводов. Он был ранен при обороне военно-морской базы в Туапсе, освобождал Крым в ходе Керченской наступательной операции. Выполняя воинский долг в должности автомеханика, был награжден командованием за высокий профессионализм и самоотверженное выполнение работ по восстановлению и ремонту автомашин.
Дисциплинированному, инициативному, ответственному и требовательному к себе и своим подчиненным Алексею Петровичу Фетисову командование неоднократно поручало ответственные задания, с которыми он достойно справлялся. После войны мой прадед служил в составе подразделений резерва Главного командования, выполнял особые операции по восстановлению мирной жизни в разрушенной войной стране. Его боевой путь закончился только в 1949 году. Историческая фотография моего прадедушки хранится на почетном месте в музее станицы Гундоровской- моей малой Родины.
Женат был Алексей Петрович на моей прабабушке Антонине Артемовне, у которых родились моя бабушка Галина Алексеевна и мой двоюродный дед – Владимир Алексеевич – это потомственные Гундоровские казаки, с которыми я общаюсь по сей день. В их семье с раннего детства дети были приучены к труду. Огород, домашние животные, помощь в строительстве нового дома, во всем принимали участие. Казаки были хорошими тружениками, но умели и весело отдохнуть. На праздники к ним приходили родственники, которые жили рядом на улице (раньше так селились, чтобы помогать друг другу). Угощались они холодцом, киселем, приготовленным в тарелках, салом, селедкой и солениями из бочек – ничего замысловатого не было. Играли казачьи песни, пританцовывая по кругу, стуча каблуками женских ботиночек и мужских хромовых сапог.
Про всех моих предков по линии Фетисовых, я узнала, благодаря своей бабушке. А у Владимира Алексеевича мне посчастливилось лично узнать о казаках станицы Гундоровской, их традициях, дошедших до наших дней.
Владимир Алексеевич родился в семье Гундоровских казаков. Хорошо учился в средней школе №1, работать начал рано. На летних каникулах, после окончания 8 класса, он трудился прицепщиком на комбайне в колхозе имени Димитрова. После окончания 9 го класса работал на кирпичном заводе в сушильных печах. После окончания школы он выучился на радиотелемеханика, отслужил в рядах Советской Армии связистом, положительно проявил себя, и к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина он был награжден медалью «За воинскую доблесть». Это была его первая награда. Там же окончил курсы лейтенантов. После демобилизации из Армии в звании офицера, началась гражданская жизнь – работа радиомехаником, шахтером, семья, дети.
С марта 1991 года Владимир Алексеевич, будучи казаком по крови и по духу, начал принимать активное участие в возрождении казачества в нашем городе Донецке. В 1993 году он был избран атаманом городского казачьего общества «Гундоровское», Гундоровского юрта. Он избирался атаманом на два срока. С начала зарождения казачьего движения целью казаков казачьего общества было стать собственни¬ками земли. Казаки занялись торговлей, чтобы накопить необходимые средства для покупки земли. В 1995 году казачьим обществом был выкуплен у частного лица хутор «Степной», он состоял из 5 домиков, которые надо было ремонтировать и 982 гектара земли. Из них 400 гектаров для пахоты и остальная земля для пастбищ. В меру своих средств и финансовых возможностей обществом была приобретена техника для обработки земли. На хуторе стали выращивать крупный рогатый скот, свиней и птицу, завели пасеку. Лошади для верховой езды тоже были — Янтарь и Нектар, как подобает казачьему обществу. Они были той породы, которая выращивалась на Дону с давних пор, «под офицерское седло». Молодое поколение казаков должно было обучаться верховой езде и, в дальнейшем, участвовать в конных соревнова¬ниях.
В это же время в городе открылся детский дом. Многие ребята – сироты обрели крестных отцов и друзей в лице казаков. Вместе с казаками мальчишки и девчонки ездили на полевые сборы, исторические реконструкции, в военную часть с выступлениями, отмечали значимые даты детского дома. Каждое лето ребята отдыхали в лагере труда и отдыха «Степной» в хуторе, где казаки их учили косить и заготавливать траву, доить коров, топить печь, готовить казачью еду. Все делали это с удовольствием, со смехом, шутками, отдыхая от городской жизни. За работу ребята получали зарплату валютой «Донами», которую придумали сами, а вечером их ждала «Казачья лавка» со сладкими лакомствами.
В 1998 году Владимир Алексеевич был избран руководителем «Окружного поискового объединения», входящего в состав Центра подготовки молодежи «Пересвет». В этом объединении он занимался поисковыми работами и военно-патриотическим воспитанием подрастающих казачат, которые превращались в подтянутых крепких ребят, ловко владеющими приемами рукопашного боя, метко стреляющими из пневматического оружия и которые учились выживать в походных условиях.
Традиционно, Владимир Алексеевич участвовал в торжестве – принятии казаками присяги на верность Дону и Отечеству, которое проходило в Свято-Успенском храме в станице Гундоровская. Кадеты группы «Пересвет» также принимали клятву быть добросовестными, придерживаться казачьих заповедей, это также приобщало их к посещению служб, проводимых в храме. На вопрос: «С чего нужно начинать учить нашу молодежь любить Родину?», Владимир Алексеевич отвечал: «С веры. Веры в Бога, в то, что у нас есть Родина, веры в свою маленькую семью, в свою большую семью – страну, с чувства единения со своими соотечественниками».
Казаки традиционно, с давних пор, охраняли рубежи нашей Родины. Также и в наше время, следуя традиции предков, казаки присягают на веру Богу и Отечеству. Некоторые из них, наши земляки, в настоящее время находятся на Специальной Военной Операции, оберегая наш покой. Неся ратный подвиг, получают ранения и достойные награды. Казаки Городского Казачьего общества города Донецка сопровождают гуманитарные грузы в зону боевых действий, собранную, как в нашем городе, так и пришедшую из других городов России.
Фетисов Владимир Алексеевич был руководителем ведения поисковой работы с молодым поколением казаков. Работы проводились по путевкам от Донецкого городского музея. Предварительно отмечались на карте места значимых боев во время Великой Отечественной войны. Часто поисковые работы проводились на левой стороне Донца, и даже в г. Новороссийске на Малой Земле. Молодыми поисковиками было восстановлено имя красноармейца, погибшего при освобождении станицы Гундоровской в феврале 1943 года. Имя его Енгалычев Василий Яковлевич. За время раскопок было найдено много артефактов, бытовых вещей, денежных монет, крестиков и оружия минувших войн: шашка, чугунное ядро времен восстания Кондрата Булавина (1735 год), снаряды, патроны, которые были переданы в городской краеведческий музей. Были обнаружены места захоронения погибших красноармейцев. Останки их были торжественно перезахоронены.
В 2017 году в станице Гундоровской появилась новая достопримечательность – музей, о котором много лет мечтал Владимир Алексеевич и был его идейным вдохновителем. Именно он предоставил туда большую часть экспонатов. Музей часто посещают учащиеся школ, жители и гости нашего города, которые узнают историю станицы Гундоровская.
За многолетнюю деятельность по возрождению, сохранению и развитию культурно-исторического наследия Донского казачества, за верность казачьим традициям Владимир Алексеевич был удостоен высокой награды – Георгиевской медали «Мужество, мудрость, благородство», выданной Евразийским георгиевским комитетом. По решению городской Администрации, в 2022 году его фото было помещено на городскую доску почета.
Учитывая общительный характер Владимира Алексеевича, у него большой круг друзей и знакомых. Он является Старейшиной в казачьем обществе, делится своим опытом с казаками, которые моложе по возрасту, дает мудрые советы, ведь им пройден такой большой жизненный путь при возрождении казачьего общества в нашем городе.
Я горжусь своими родными людьми, которые на протяжении нескольких поколений сохранили казачий дух, веру и любовь к своей семье и Родине. Мне хотелось бы, чтобы казачьи традиции жили в современном мире, в уважительном и заботливом отношении к сиротам, одиноким, старикам, инвалидам.