«Актёрский талант – это способность быть кем угодно и когда угодно, сохраняя при этом свою уникальность»
Даниил Муравьёв-Изотов— российский актёр кино, известный благодаря своей большой фильмографии. Из самых ярких проектов Даниил исполнил главную роль в сериале «Плакса», в фильмах «Ёлки 1914», «Ёлки новые», «Пётр 1: Последний царь и первый император», «Легенды Орлёнка», «Артек. большое путешествие», «Пиковая дама: Зазеркалье», «Ближе, чем кажется» и многие другие. Давайте узнаем от российского актёра кино как ему удалось добиться таких больших успехов, а также поговорим о трудностях этой профессии.
Многим подросткам очень полюбился телесериал «Плакса», в котором снялись известные актёры и творческие личности. Посмотрев первый сезон сериала, я также не осталась к нему равнодушной. В ожидании выхода 2 сезона мне стало интересно узнать о творческой деятельности актёра Даниила Муравьёва-Изотова, который исполнил одну из главных ролей—барабанщика Тима Марченко. Помимо этого, Даниил сыграл главные роли в таких известных проектах, как: «Артек. Большое путешествие», «Легенды Орлёнка», «Ёлки 1914», «Ёлки новые», «Пётр 1: Последний царь и первый император» и многие другие.
— Даниил, наверное, многие задают тебе этот вопрос, но, я думаю, что твоим сверстникам будет очень интересно узнать: а с чего вообще начался твой путь в актёрской деятельности?
— Всё началось, когда мне было три с половиной года. Тогда я впервые познакомился с миром кино. Моя мама, Евгения Муравьёва, закончила ВГИК, и у неё была знакомая, которая собиралась снять короткометражный фильм. Ей требовался мальчик. Мама сказала мне: «Через неделю приедет звукорежиссёр, заснимет, как ты будешь петь песенку». В ответ я возмутился: «Почему со мной не посоветовались?» Она, конечно, была удивлена, что я так высказываюсь в три с половиной года. В итоге я согласился сняться. Через неделю прошли съёмки. Мама спросила: «Ну что, как тебе?» Я отвечаю: «Прикольно, но мне нужно дозреть. Кино – это тяжёлый труд!» Дозревал я где-то полтора-два года, и мама спросила меня снова: «Ну, что ты готов?» Я ответил: «Да, погнали!» Далее у меня была пара небольших проектов, а потом случилась моя большая главная роль в «Ёлки 1914», где я уже сыграл для себя довольно крупного и серьёзного персонажа. Было очень интересно и вот с этого момента всё пошло «по накатанной».
— Настоящий актёр умеет раскрывать духовный мир своего героя, показывать его характер, передавать мысли и переживания. Насколько тебе трудно, или, наоборот, легко перевоплощаться в определённого героя?
—На самом деле, перевоплощаться в определённого героя, показывать его характер, мысли, переживания – это невероятно интересно. Это как будто ты в игре. Я всегда пробую себя в абсолютно разных ролях: от таких добрых, позитивных, которые мне ближе всего по характеру, до персонажей из хорроров. Один раз я даже убийцу сыграл в проекте «Историк 2», сыграл Петра 1 – историческую личность. Перевоплощаться в определённого героя каждый раз нужно по-разному, то есть твои персонажи всегда должны быть уникальными, чтобы они не были на одно лицо в каждом фильме. Нужно проделать большую работу, чтобы каждый персонаж стал отдельным человеком, отдельной личностью. Каждый раз, когда я получаю новую роль, то задаю себе очень важные вопросы: «Кто мой герой? Чего он хочет? Какое у него будущее? Какое у него прошлое? Что он делал в данной ситуации? Что привело к этой ситуации?» И когда я нахожу ответы, образ у меня формируется довольно неплохо. Ещё, когда пишешь пробы, нужно всегда делать разные варианты своего персонажа. Первый вариант – чуть-чуть добрее; второй вариант – чуть-чуть злее, в зависимости от ситуации и самого героя. Можно сделать и третий вариант какой-нибудь уникальный и интересный. Потому что у режиссёров своё виденье персонажа, а режиссёры бывают очень разные.
Ещё совет начинающим актёрам: когда вы находитесь на съёмочной площадке, и ваш герой уже очень проработан и с таким глубоким внутренним миром, и вы чувствуете, что слились с ним, то важно понимать, где реальная жизнь, а где кино. Нужно всегда видеть эту грань. Потому что если вы играете маньяка или убийцу, или какого-нибудь несвойственного для вас человека и тут режиссёр говорит: «Стоп», а вы всё ещё остаётесь в роли, то это заканчивается не всегда хорошо. Нужно понимать, где вы находитесь и что с вами происходит. Но иногда, естественно, бывает сложно перевоплотиться в героя. Например, как я готовился к проекту «Развод», где я играл аутиста: когда мне прислали пробы, то я вместе с мамой, моим кинокоучем, прорабатывал этот образ. На этапе подготовки к роли мне самому было интересно, как видят мир эти люди, как они общаются, какая у них активность. При подготовке к роли мы с мамой смотрели фильм «Меркурий возрождается», и каждый раз останавливали видео, потому что, один из главных героев был аутистом. Я повторял его пластику, движения, мимику. А также я общался с людьми с аутизмом. Поэтому у меня сложился полный образ таких людей. В итоге, получился очень интересный персонаж. Я очень многое узнал для себя, и даже если бы меня не утвердили, я всё равно уже получил свой жизненный опыт.
Приведу другой пример: фильм, где я сыграл Петра 1 – последнего царя и первого императора. Для этой роли я специально изучал историю этого правителя, чтобы понять, какой он человек. Потом с режиссёром мы много беседовали на эту тему. Нужно было попытаться прожить жизнь этого героя, перенять его особенности и привычки. Я узнал, что, оказывается, у Петра были нервные тики, и было очень важно их передать. Ещё интересно, что Пётр 1 всегда оставался гордым царем, правителем даже в те моменты, когда ему угрожала смертельная опасность. Это тоже обязательно нужно было показать в роли.
— Какими важными личными качествами, необходимыми навыками и умениями, по-твоему мнению, должен обладать актёр?
— Назову черты характера. Первая – умение подстраиваться. Объясню на своём примере: в проекте «Ближе, чем кажется» мой персонаж должен был играть на скрипке. Создатели фильма усомнились в том, что я смогу сыграть эту роль. Но я заверил их, что справлюсь. Для этого я полтора месяца учился играть на скрипке с преподавателем. В итоге, я справился, и всё получилось красиво и профессионально. В другом проекте «Пиковая дама: Зазеркалье» у меня была интересная роль, но достаточно сложная, так как по сценарию моего героя топили. Чтобы во время съёмок не подвергать свою жизнь опасности, мне необходимо было ознакомиться с базовым курсом дайвинга. После месячного курса мне удалось всё чётко сделать. На мой взгляд, умение подстраиваться – это умение в любой момент научиться тому, чем ты никогда раньше не занимался. Нельзя сразу отказываться от роли, даже если ты не обладаешь определёнными навыками, которые требует режиссёр. Тогда у вас появиться намного больше шансов быть более гибким и универсальным, что отразится не только на кино, но и на дальнейшей вашей жизни.
Вторая черта характера – вы должны уметь хорошо считывать эмоции. Очень важно наблюдать за собой и за людьми: отмечать повадки и особенности. Например, в сериале «Плакса», чтобы сыграть человека с синдромом Аспергера, я наблюдал за людьми с этой особенностью. Как оказалось, я имел неверное представление о них.
Третья – это умение проживать сильные эмоции через себя. Допустим, по сценарию вам необходимо сыграть сцену, где вы плачете. Если вы сделаете грустное выражение лица, то это будет фальшь и зритель вам не поверит. Чтобы получилось гармонично, вам необходимо вспомнить какой-нибудь грустный эпизод из вашей жизни. Актеру важно быть эмоциональным. Все эмоции должны быть настоящими. Ты не сможешь сыграть грусть, в которую поверят, если ты не умеешь грустить.
И ещё одна важная черта характера для актёра – это выдержка и выносливость. Все съёмки и любая актёрская игра – это работа. Нужно быть всегда сильным и готовым к этому. Если вы будете на площадке постоянно жаловаться, то в дальнейшем вас не будут приглашать в другие проекты.
Но для меня самое главное личное качество – это быть человеком! В моём понимании – это быть адекватным и приземлённым. Если вы стали жутко популярным, и с вами хотят сфотографироваться, а вы будете строить из себя небожителя и всем отказывать, то вы – нехороший человек. Нужно всегда быть ближе к людям, оставаться добрым, справедливым, не поддаваться гордыне. Я люблю помогать людям. Мне не нравится грубить и вести себя высокомерно. Я считаю, что это показатели, характеризующие хорошего человека.
— Перед тем, как получить определённую роль для съёмок фильма, нужно пройти кастинг. Расскажи, как это происходит? Ты готовишься к кастингу заранее?
— Нужно пройти не только кастинг, а ещё и пробы, и парные пробы. Что это такое? Кастинг сейчас уже не так популярен. На первый план выходит визитка-видео, где вы рассказываете о себе, о своих достижениях и делайте это в разных эмоциях. То есть рассказываете истории, которые вызывают у вас определённые эмоции: грусть, радость, гнев, страх. Благодаря визиткам режиссёр видит, что вы за человек, насколько вы многогранны. Кастинг, по большому счёту-то же самое. Режиссёр задает вам определённые вопросы, прорабатывает с вами организационные моменты. Это происходит обычно на начальном этапе, когда вы не имеете ещё достаточного опыта в кино. Если ты уже имеешь какой-то опыт и хорошую визитку, то тебя направляют сразу на пробы.
Что такое пробы? Это определённая сцена из фильма с участием твоего персонажа, где он максимально ярко раскрывается и показывается, например, жертвует собой. Что для этого надо делать? Проработать материал, записать разные варианты и дубли и всё это отправить. Нужно всё записывать профессионально, качественно, с хорошим светом, звуком, на правильном фоне, в уникальной одежде, поскольку одежда также влияет на восприятие тебя самого. Ваша задача – сделать эту сцену максимально качественно, иначе вас оценят, как некачественного актёра. Также необходимо чётко выбирать проект. Если сниматься в чём попало, лишь бы сняться, тогда вас точно так же запомнят как актёра, который не ценит себя и свой труд. После того, как вы отправили свои пробы или же пришли лично к режиссёру и сыграли определённую сцену, чаще всего происходит следующий этап – парные пробы. Парные пробы – это пробы с несколькими актёрами, которые уже понравились режиссёру. То есть он уже условно выбрал 15 человек на вашу роль, еще 10 человек на роль вашего партнёра и 5 на какую-нибудь ещё роль. И вот он из вашей тройки, двойки выбирает пару, которая лучше всего выглядит, самая лаконичная, натуральная, гармоничная. И если вы всё это прошли, то вам открыта дорога в кино. На самом деле тут ещё такая тема, что если вас не утвердили на пробы, то вы не должны расстраиваться или горевать о том, что вы нехороший актёр. Вы можете не подойти на проект из-за того, что вы чуть-чуть выше или ниже ростом, чем нужно режиссеру, у вас другой цвет глаз, другая причёска, или … вы слишком популярны, и телеканал не хочет, чтобы вы снимались в очередном проекте от этой компании. Мы делаем кучу разных вариантов, отправляем режиссеру самые хорошие и качественные и после про эти пробы забываем, как будто бы их не было. Если через неделю или через месяц позвонят и скажут, что вы прошли на следующий этап или вас утвердили в проект, то: «Круто, у меня есть проект!». Если мне не позвонят, то я уже не помню, когда были эти пробы.
— Видела в твоих социальных сетях публикацию, в которой ты делился воспоминаниями об учёбе в музыкальной школе. Музыкальное образование тебе как-то помогает в актёрской деятельности?
— Безусловно, само по себе – это хобби, увлечение мне очень нравится. Я учусь в джазовой музыкальной школе, играю на фортепиано, сочиняю собственные мелодии, импровизирую, что тоже очень круто. Как раз недавно я научился этому навыку. Мне самому это нравится. Не всегда твои навыки могут пригодится в кино. Но в принципе, если когда-то мне случиться играть пианиста, то это, конечно, будет здорово. В целом, мне мои музыкальные навыки пока что сильно не пригодились, но пригождаются иногда навыки пения. Я неплохо пою и уже было несколько проектов, где нужно было как-бы подавать свой голос. Проектов, где бы играл на фортепиано пока не было, но я открыт для предложений.
— Не могу не спросить о полюбившемся всем сериале «Плакса», который поднимает такую важную тему, как буллинг среди подростков. Возникали ли трудности в работе над ролью Тима Марченко? Твоё отношение к сериалу?
— Насчёт работы с персонажем Тимом – мне он очень симпатичен. Такой позитивный, никогда не унывающий паренёк, который, несмотря на то, что как бы одиночка, не теряет надежду и веру в эту жизнь. Он находит свою отдушину в области барабанов. Также он весь такой вдохновляющий, ещё он смог найти наконец-то своих друзей, которые его приняли, и стал абсолютно счастливым. Я уже упоминал, что у меня было не совсем правильное представление о такой особенности, как синдром Аспергера. Но мы это проработали с режиссёром, и получилось хорошо. Иногда возникали трудности с показом каких-то припадков Тима, когда ему очень плохо. Когда мы снимали сцену пожара, или, когда у него песню украли, и ему было очень досадно, если можно так выразиться. За счёт того, что я учусь в джазовой музыкалке, у меня хорошее чувство ритма, поэтому роль Тима с барабанами мне далась довольно просто. Сами барабаны мне очень понравились, и я даже после съемок начал поигрывать: учиться, играть немножко самостоятельно. Актерские задачи, хоть и немножко сложные, но я уже к таким привык, и каждый раз себе ставлю челлендж. Мне самому так намного интереснее, чем что-то простенькое. Поэтому, я только рад работать над этим персонажем, и я его люблю. Сам сериал мне очень нравится. Сама съёмочная группа, сценарий… история… И абсолютно все вкладываются на сто процентов, чтобы проект получился. Я очень люблю съёмочную группу проекта «Плакса», она стала для меня большой семьёй. И 1 сезон, и 2 сезон там группы немного отличаются, но всё равно сохранились определённые люди, сохранилась атмосфера дружественной, тёплой обстановки. Я правда люблю этот проект, очень рад, что я в нём участвую.
— Хочется выделить твою актёрскую работу в фильмах “Артек. Большое путешествие” и “Легенды Орлёнка”. Мне, как участнику смен легендарного ВДЦ “Орлёнок”, очень запомнились эти фильмы, так как они учат ценить дружбу, работать в команде, верить в чудеса. Расскажи поподробнее про съёмки в МДЦ “Артек” и ВДЦ “Орлёнок”. Тебе бы самому хотелось бы стать участником смены?
— Честно, съёмки в «Артек. Большое путешествие» у меня являются одними из любимых, потому что в период, когда мы снимали «Артек. Большое путешествие», у меня было наибольшее количество друзей и теплоты в общении, потому что все ребята, с которыми я тогда снимался в проекте, без исключений, являлись моими очень, очень хорошими друзьями, с которыми мы после съёмок вместе проводили время, а во время съёмок веселились. Было здорово, и я очень горд и рад тому, что я работал с такими людьми. Также очень здорово, что мы в последствии пересекались и с некоторыми я всё ещё общаюсь. Допустим, с Лизой Анохиной мы активно общаемся, с Лёшей Онеженым, в принципе, тоже иногда переписываемся. Мне была очень интересна моя роль и герои других ребят. А ещё подготовка к проекту с моей мамой – кинокоучем этого проекта. Она занималась восьмёркой этих героев, то есть четверо главных героев, четверо второстепенных. Все герои, безусловно, были очень хорошо проработаны именно с Евгенией.
Орлёнок – это отдельная история. Я не буду слишком долго о нём говорить. Могу сказать только, что ребята, с которыми я был в отряде, вот я с ними тоже очень хорошо провел время. Съёмки там были достаточно неплохими. Это был очень интересный опыт для меня: вот так резко, на полтора месяца покинуть свой дом без родни вокруг. Иногда там приходилось немножко в полевых условиях работать, но главное – результат. И насчёт того, хотелось бы мне стать участником смены – не знаю, возможно, да. В принципе, мне и «Орленок», и «Артек» симпатичны. Но мне безумно нравится лагерь Новый город «Дружный», амбассадором которого я являюсь. Я езжу туда каждый год, старюсь по несколько раз, потому что это просто восхитительное место, где чувствуешь, что ты дома, можно, так сказать. И где я чувствую, что мне очень, очень хорошо. Возможно, когда-нибудь я попробую съездить в «Артек», в «Орлёнок» на целую смену. Я часто туда езжу как спикер или представлять свой фильм, общаться с зрителями, мастер-классы проводить. Но вот как участник смены я там ещё ни разу не был.
— Поделись, с читателями портала, работа в каком фильме тебе запомнилась больше всего? Есть ли у тебя любимая роль?
— Очень интересный вопрос. Я сразу скажу, что все мои проекты – мои любимые. Мне все мои роли в целом очень нравились, как я их готовил, прорабатывал, и они как мои дети, как отдельные уголки моего мира. И всё равно, каждый из этих проектов оставил теплоту в моём сердечке. Но хотел если выделить что-то, то это проекты «Ближе, чем кажется», «Кровавая барыня», «Плакса», «Землетрясение», «Пиковая дама. Зазеркалье», «Пётр 1: последний царь и Император». Все эти проекты были дли меня очень мощными, клёвыми, ламповыми, в плане атмосферы съёмок. Они все были без исключения очень сложными, но я очень люблю эти роли. Другие мои проекты тоже мне очень нравятся, ну вот тот же самый «Артек. Большое путешествие». Но один из любимых у меня просто «Ближе, чем кажется». Мне тогда было шесть с половиной лет и это были одни из первых моих съёмок, и несмотря на то, что они были очень давно, я до сих пор помню очень многое. Помню, как мы с Тимофеем Трибунцевым, он играл моего папу, вместе импровизировали, у нас был такой общий эпизод, где мы с ним снимались в сцене в ресторанчике, где мы кушали. Сцена закончилась, но мы с Тимофеем решили не останавливаться и просто продолжили разговаривать, как отец с сыном. В итоге эту сцену вставили в фильм. Всякие разные приколы, которые мы придумывали по ходу сюжета, это тоже потом вставлялось, добавляло живости в проект. И я помню, что это было очень здорово. И «Пиковая Дама. Зазеркалье», допустим, мне тоже очень нравилась. Режиссёр Домогаров Александр — младший – просто великолепный человек. Я до сих пор помню наши пробы, где Александр поставил мне задачу сильно разозлиться, показать звериную ярость. И для этого он решил мне немного помочь. Я отдал ему свои часы и приготовился к тому, что сейчас начнётся эта сцена. Я пытался вернуть себе часы, и он мне их не отдавал. Я должен был говорить: «Отдай мне мои часы, отдай их». В итоге, нужно было дойти как раз вот до этого гневного состояния. Я помню, как это было мощно! Ну и сами съёмки, они были очень клёвыми. Несмотря на то, что мы снимали хоррор, на площадке всегда царила очень весёлая атмосфера. Ну и, естественно, подготовка к дайвингу… За полтора месяца дайвинга я поборол страх глубины на этом проекте, также научился чему-то новому для себя.
Чтобы я хотел пожелать читателям портала и начинающим актёрам? Я хотел бы, чтобы вы чувствовали себя комфортно в месте, где вы находитесь. Я бы хотел, чтобы вы поняли для себя, что вы хотите от этой жизни, стремились, мечтали, реализовывали, никогда не останавливались на достигнутом, всегда были, требовательны к себе. Но не забывали, что вы тоже молодцы.
Не забывайте иногда просто остановиться, похвалить себя за что-то, даже за какое-то маленькое достижение, потому что, поверьте, это сделает ваш фильм намного лучше. Иногда не забывайте просто взять и остановиться, и просто посмотреть вокруг: на природу, на цветы, на солнце, может быть, на снег, если идёт зима. Просто находите мелочи, которые вас радуют. Делайте то, что вам нравится. Если вы пойдёте в актёрскую профессию, важно понимать, что эта работа невероятно интересная. Настолько интересная, что, несмотря на все трудности: ночные смены, каскадерские трюки и срывание голоса, какие-то может даже опасные ситуации для жизни, я все равно возвращаюсь сюда, на съемочную площадку, потому что мне это очень, очень нравится. Я вам желаю, чтобы вы тренировали свою выносливость, свою силу воли, всегда были готовы к получению новых знаний и умений, и чтоб вам нравилось просто жить.
«Профессия актёра – это, наверное, так классно! Большая популярность, множество поклонников, красная дорожка… В этой профессии вообще нет ничего тяжёлого» – думают многие. К сожалению, всё не так просто, как кажется с первого взгляда. Да, с одной стороны круто, когда вас узнают на улице и просят с вами сфотографироваться или дать автограф, приглашают на множество творческих встреч и мероприятий, как профессионала своего дела. А если посмотреть на это с другой стороны, то на самом деле за всем этим скрывается очень непростая профессия, в которой надо очень много трудиться, чтобы добиться больших успехов и показать свои сильные стороны. До разговора с Даниилом я даже не могла представить, насколько порой бывает трудно готовиться к своей роли, и вообще в целом сделать очень качественное кино, которое сможет собрать очень много зрителей. Я очень рада тому, что мне удалось провести интервью с такой интересной творческой личностью, как Даниил Муравьёв, и уверена, что наш разговор будет очень интересен и полезен для читателей портала.