>
«Живу — значит, так надо»

«Живу — значит, так надо»

Юношеская газета

Семья Анны Ефтиной в начале прошлого века владела сельской мельницей, затем пережила революцию, коллективизацию, войну и голод. Анна была свидетелем многих этих событий. Мы узнали, как история страны отразилась на судьбе простой сельчанки.

 

 

 

Всё сама

 

 

Анна Федоровна согласилась встретиться с корреспондентом районной газеты ближе к вечеру. Мы рассчитывали увидеть нашу героиню, которой недавно исполнилось 88 лет, в красивом платочке, сидящей в беседке, а она встретила нас с тяпкой в руках и грязными от земли руками.

 

— Вот увлеклась работой, и о гостях забыла, — извинялась Анна Федоровна. — После дождя земля мягкая, надо поработать, цветы спасибо скажут. Смотрите, сколько их у меня тут.

 

 

Клумба и правда была хороша. Лавочка около летней кухни утопала в зелени. Здесь мы и начали нашу беседу

 

 

 

Случай из детства

 

 

Анна Ефтина родилась в селе Троицком в 1937 году, она была младшим ребенком в семье. Помимо нее, у родителей подрастали старший сын Анатолий и еще одна дочь, Клавдия. Крестной Ани была одна из монахинь Лысогорского Успенского женского монастыря, действовавшего в селе Троицком Новохопёрского района. На месте святой обители в наше время установлен поклонный крест.

 

 

Семья Ани была верующей, но в советские годы православие было под запретом. Учителя в школе следили, чтобы на детях не было крестиков. Наказание за невыполнение этого требования было суровым, семью могли выселить из дома и отправить в ссылку.

 

 

— Я запомнила случай из детства на всю жизнь. В школе учительница по биологии начала проверять, носим ли мы крестики. Она обошла всех одноклассников и подошла ко мне. Я распахнула пальтишко, стояла дрожала и молилась, переживала за свою семью, что будет с нами. Молила только об одном: «Господи, не допусти ее до меня». И когда учительница уже протянула руки ко мне, в дверь кто–то постучал, она вышла, а после того как вернулась, забыла обо мне.

 

 

 

Троицкий мельник

 

 

Отец Ани, Федор Касьянович, 1901 года рождения, с 13 лет работал на мельнице, которую построил его дядя. Федор хорошо знал свое дело. Продукцию производили качественную, только на мельнице в Троицком, например, могли смолоть гречневую муку, и сюда отовсюду везли крупу на помол.

 

 

Так как Федор Касьянович был мельником, семья не числилась в колхозе, она считалась рабочей, поэтому земли им дали всего 15 соток, а не 40, как всем колхозникам. Для семьи этого было мало.

 

 

 

Военные годы

 

 

Когда началась война, Ане было четыре года, отца призвали на фронт, мама, Прасковья Егоровна, осталась одна с тремя детьми. По рассказам родителей Анна Федоровна знает, что ее папа после одного из боев попал в плен. Вместе с другими солдатами его отправили сначала в Германию — работать на шахте, потом гоняли по другим странам, где требовалась рабочая сила для тяжелого физического труда.

 

 

— Отец рассказывал, что когда он был в плену, часто во время построения выбирали по несколько человек и уводили на расстрел, обычно искали верующих и евреев, — говорит Анна Федоровна. — Папа был черноволосым, и его часто выводили как еврея, хотя это было не так, но каждый раз ему каким–то чудом удавалось спастись. Наверное, ему помогала молитва и вера. Отец Анны все военные годы хранил листочек с написанной молитвой. С ним он уходил на фронт, с ним и вернулся домой. Удивительно, как он смог его сохранить.

 

 

После войны жизнь отца тоже сложилась несладко. По возвращении из немецкого плена его отправили на шахту в Донбасс. За хорошую работу ему дали отпуск, чтобы повидаться с семьей. В Троицком Федору Касьяновичу предложили вновь вернуться работать на мельницу, нужны были специалисты, которые хорошо знали это дело.

 

 

— Мельница в то время относилась к Новохопёрскому пищекомбинату, у директора была немецкая фамилия, по–моему, Файнберг, так вот он уговаривал отца остаться, обещал, что по- может решить вопрос с возвращением, — рассказывает Анна Федоровна. — Отец остался, но на шахту об этом никто ничего не сообщил. В наказание за «своеволие» ему добавили еще несколько лет обязательных работ. Но спустя время Файнберг все–таки сдержал слово и вернул отца на мельницу.

 

 

 

Главное путешествие

 

 

Аня училась хорошо и была ударницей, в Московской части села Троицкого окончила семилетку, потом переехала к тёте в Новохопёрск и продолжила учиться в вечерней школе. Затем прошла швейные курсы и начала работать по специальности в КБО, позднее устроилась секретарем в школу. В это время Анна совершила свое главное путешествие — проехала на поезде весь Советский Союз. Как она сама говорит, полюбовалась на страну в окошко поезда.

 

 

 

Все решила одна встреча

 

 

Будущий муж Анны, Петр Мельников, работал строителем в Кочерге, в межколхозстрое. Он вырос в дружной многодетной семье, у него было шестеро братьев и сестёр. Отец ушел из жизни рано, во время войны он работал на железной дороге, серьезно заболел и умер. Мать одна поднимала всех детей — вместе пережили и войну, и голод. Делили крошки хлеба, когда совсем нечего было есть.

 

 

— Знакомства, можно сказать, и не было — один раз случайно встретились, посмотрели друг на друга, а потом Петрусь пришел с мамой и старшей сестрой в гости — свататься, так и поженились, — делится воспоминаниями Анна Федоровна.
После свадьбы стали жить в Кочерге, в маленькой однокомнатной времянке, там и родился первенец Алексей. Было это в 1970 году.

 

 

 

И горе, и радости

 

 

Надо было решать жилищный вопрос, и молодая семья купила в Новохопёрске половинку дома, хотя домом это было трудно назвать — два окошка держались на подпорках, крыша просела, комнаты были нежилыми. Но трудности главу семьи не испугали — он был строителем, и надеялся все сделать своими руками. В это время заболел сын.

 

 

Обычная ветрянка дала тяжелое осложнение. На самолете маму с больным малышом доставили из Новохопёрска в воронежскую больницу — практически без надежды на выздоровление. Много раз Анна в эти дни слышала от медиков — это чудо, что ребенок справился с болезнью.

 

 

 

Семья — это опора

 

 

Когда Анна с сыном вернулись из больницы, а они там провели почти все лето, дом был практически достроен, помогали все родные. Половинка, по воспоминаниям Анны Федоровны, стоила 4200 рублей, по советским временам это были большие деньги, которых у молодых не было — их пришлось занимать, а потом отдавать долги. Анна и днем и ночью вязала платки, ее родители держали коз и давали пух, это было хорошей помощью. В то время пуховые платки хорошо покупали, за ними приезжали со всей России и даже из–за границы.

 

— Однажды соседка у меня спросила, сплю ли я вообще. Она утром просыпается — у меня уже свет горит, вечером ложится спать — а у меня еще свет не погас, — говорит Анна Федоровна.

 

 

Но Анна и Петр справились со всеми трудностями. Потом Петр Гаврилович перешел на новую работу, в районный отдел капитального строительства. В 70–е годы началось активное строительство в сельской местности — в районе возводили социальные объекты, жилье, фермы. Знания и опыт Петра Гавриловича тут очень пригодились.

 

 

 

Родные люди

 

 

Сестра Анны, Клавдия Федоровна Будаева, жила в Кочерге, они были очень близки, всегда помогали друг другу и поддерживали во всем. Клавдия работала фельдшером в медпункте и безотказно спешила ко всем на помощь в любое время дня и ночи. У самой Клавдии Федоровны рано ушел из жизни муж, он был директором Кочережинской школы, позднее несчастье пришло в семью ее дочери Анны, которой после смерти супруга пришлось одной растить двоих сыновей. Поддержка родных и близких людей всегда помогала находить силы жить дальше.

 

 

 

Первый правнук

 

 

Сестры Клавы нет в живых уже 17 лет. Для Анны Федоровны это была большая потеря. 15 лет как умер муж.

 

 

— Всех похоронила. А я живу, значит, так надо, — говорит Анна Федоровна.

 

 

 

Анна Федоровна помогала растить внуков — Алексея и Елизавету. Они помнят необыкновенный вкус ее блинчиков с яблоками. И хотя все родные знают их секрет — надо добавить в тесто немного растопленного сливочного масла, — вкусными, как у бабушки Ани, они никогда не получаются.

 

 

 

А еще недавно Анна Федоровна подержала на руках маленького правнучка. И ради этого тоже стоит жить. Чтобы, когда он подрастет, рассказать ему, в какой семье он родился, какими были его прабабушки и прадедушки. И чтобы у него хватило души и сердца так же заботиться о своих родных и так же сильно их любить.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×