«Обыкновенное чудо» — сказка для взрослых с неожиданным финалом
Полыхающий огонь. Музыка и декорации, которые погружает зрителя в необычный сказочный мир. Министр-администратор, который исполняет песенку про бабочек. Снежная буря. Всё это присутствует в российском художественном фильме «Обыкновенное чудо» режиссёра Марка Захарова, который был представлен зрителям в 1979 году.
Он был снят по мотивам одноимённой пьесы Евгения Шварца. Изначально, увидев первую экранизацию, снятую Эрастом Гариным в 1964 году, режиссёр совсем не горел желанием снимать этот фильм. Но когда узнал о возможности использовать в качестве актеров своих любимых из «Ленкома»: Евгения Леонова, Александра Абдулова, Андрея Миронова, Олега Янковского – то сразу, не теряя ни минуты, запустил работу.
Название фильма представляет собой изобразительно-выразительное средство. Это оксюморон, когда соединяют несочетаемые понятия. «Обыкновенное» мы обычно употребляем, когда описываем что-то привычное, обыденное, а «чудо» – это что-то необычное, то, что вызывает удивление. Понимаем, что фильм будет увлекательным со своей интересной начинкой внутри.
С первых минут зритель слышит энергичную музыку, наполненную сказочными мотивами. Именно она указывает на настроение фильма «Обыкновенное чудо». Звучит мелодия из фильмов о Джеймсе Бонде, только слегка переделанная. Это задумка Марка Захарова – он был поклонником композитора Джона Барри и Агента 007.
Сначала режиссер знакомит нас с семьёй: Волшебником и его женой, роли которых сыграли Олег Янковский и Ирина Купченко. Сначала зритель слышит голоса героев, но сидит в недоумении, почему же визуально они молчат. Только на второй раз режиссёр показывает через актеров привычный нам разговор. Именно в этом отрывке прослеживается невероятная связь супругов: хотя жена и говорит фразу «А кто обещал жить, как все?», она все равно показывает свою ласку, привязанность к мужу. Оператор своим мастерством брать интересные планы через какие-то предметы погружает зрителя в ту историю, которая случилась с их семьёй. Например, он снимает Волшебника сквозь декорации его студии, как бы он прогуливается по своим сказкам. Как и во всех сценах, тут сняты крупным планом глаза. Это делается для того, чтобы передать напряжение, переживание.
Почему же героиня возмущается об их образе жизни? Ответ прост. Волшебник часто придумывал новые сюжеты своих сказок и потом проживал их со своей супругой. Так и в этот раз: жена сразу поняла, что они ждут кого-то в гости из персонажей. Сюжет был прост: превращённый Волшебником в красивого юношу медведь должен будет вернуться к своему первоначальному облику, как только в него влюбится принцесса и поцелует его. Автору эта затея кажется весьма весёлой и забавной, а возражения жены относительно будущей судьбы убитой горем принцессы не кажутся ему основательными, ибо он считает, что «влюбляться полезно». Мне показалось в этом моменте, что Волшебник живет сказкой, мечтает, придумает. Жена же понимает правду жизни, понимает, что может быть очень больно в конце и принцессе, и Медведю, если задумка осуществится.
Первая встреча двух главных героев происходит как нельзя банально, когда королевская семья приезжает погостить к Волшебнику. Принцесса с Медведем сталкиваются, в результате чего девушка отлетает в сторону и приземляется на пол. Музыка сопровождает сцену игривостью, придает ей любовное настроение. Принцесса действительно пленяется образом молодого человека: «Этот юноша – мой лучший друг. Он любит то, что люблю я, и понимает меня, даже когда я говорю непонятное, и я понимаю его, как самоё себя», – говорит она всем присутствующим, возвратившись с прогулки с молодым человеком. Но не могло быть все так идеально. Узнав о титуле девушки, своём страхе, что она хочет его поцеловать, юноша пугается. Хорошо продумал этот момент режиссер: наливая молоко девушке, Медведь не контролирует свои движения и переливает жидкость за края, которая растекается постепенно по всем столу. Так рушатся надежды молодого человека, руки опускаются.
После этого момента Марк Захаров и сама актриса в полной мере раскрывают характер принцессы. Она совсем другая. Не такая, как другие принцессы. Она готова перевоплотиться в мальчика и погнаться куда-угодно по воле сердца. Для зрителей этот образ становится достаточно неожиданным. Девушка дерется на шпагах с Медведем, ни разу не струсив, не испугавшись. В то же время она добрая и славная, находит место искренним чувствам в своей жизни. Своенравной и не отходящей от своего мнения принцесса показывается зрителям, когда запирается в комнате после того, как услышала историю Медведя о поцелуе. В разных моментах, таких как эти, актриса Евгения Симонова, сыгравшая роль принцессы, показывает героиню с разных сторон. Она помогает зрителю не просто наблюдать за действиями героини, но и понимать, что происходит у неё в душе. Однако образ принцессы не идеален, она не только красива, её судьба трагична. Она не способна по-настоящему твёрдо любить и быть любимой. Молодой человек думал, что если откроется девушке, то всё решится в лучшую сторону, но принцесса решает выйти замуж за первого встречного, кем оказывается министр-администратор короля, хитрый, черствый: «Папа! Добрый вечер, папа. А я замуж выхожу». Её метает из стороны в сторону, она не может определиться, как правильно поступить.
Третья любовная линия – слуга короля Эмилия и трактирщик Эмиль. Свою грустную историю женщина рассказывала в начале фильма, но вдруг, совсем не ожидая такого, она встречает свою вторую половинку в трактире, где вся свита короля ищет принцессу. Через образы Эмиля и Эмилии в «Обыкновенном чуде» режиссёр хочет показать грустную верность своему в прошлом несостоявшемуся чуду. Эти персонажи в юности были влюблены, и хотя прошло много лет, они по-прежнему ревнуют друг друга, неуклюже флиртуют, ссорятся и смущаются. Они продолжают свою привязанность друг к другу. Благодаря этим образам Марку Захарову удается заставить зрителей задуматься о смысле жизни, о том, что любовь может жить вечно.
Эмиль больше всего хочет, чтобы Медведь поступил, как велит ему сердце. Показывает режиссёром как символ свободы в фильме. Он предлагает героям возможность изменить свою жизнь, но это всё сопряжено с большой ответственностью. Эмиль, будучи «чудом», является центральным элементом всей истории. Он приходит в мир королевства, нарушая его привычный порядок и внося хаос. Он много спорит с Волшебником по поводу поступков героя. Тогда автор срывается на середине фильма и провожает Медведя в его собственный путь, где ему не предписана судьба: «Прощай. Я больше не буду тебе помогать. Нет! Мешать начну тебе изо всех сил. До чего довёл…» Именно этот момент становится психологической кульминацией фильма. Волшебник, который до мелочей продумал сюжет своей сказки, вдруг бросает всё. Он, несмотря на свои могущественные возможности, не может дать герою все, что он хочет. Режиссёр показывает фильме, что отказ Волшебника от Медведя является метафорой того, что герой не должен опираться на внешнюю силу, а должен найти силу в себе.
Несмотря на эту кульминацию, я считаю, что Олег Янковский, исполнивший роль Волшебника, не до конца раскрыл свой образ. Его герой остался в большей степени человеком, чем существом с необыкновенными возможностями. Мне не хватило волшебства в его характере, он не погружал зрителя в атмосферу сказочности. Со своими ролями чудесно справились Евгений Леонов (король), Андрей Миронов (министр-администратор), Александр Абдулов (Медведь). Первый, уже известный своими комедийными ролями, передал в правдоподобности образ короля, который мог в любой момент засмеяться, сказать глупости. Он показал, что король не только царственный правитель, но и человек с ограниченными знаниями и необычными манерами поведения. Например, в эпизоде знакомства с Волшебником и его женой, герой пытается под видом настойки преподнести яд. Это было так странно, как раз это хорошо показал короля как не очень хорошего человека. Андрей Миронов, известный также своими ролями в других фильмах, уже был мастер игры злодеев, хитрецов, обманщиков. Поэтому неудивительно, что роль действительно получилась такой, которой задумывал её режиссёр. Какой бы смешной ни была его песня в начале сказки, он с серьёзным видом её исполнял: «А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк, / А за ней воробушек прыг-прыг-прыг-прыг, /Он ее голубушку шмяк-шмяк-шмяк-шмяк, / Ам-ням-ням-ням да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг». Александр Абдулов – мой фаворит, в такого “медведя” точно можно влюбиться. Как же точно он передаёт свой образ свой: в сценах с принцессой, от её чудесности – он улыбнётся, в сценах своей непостоянности с выбором поцеловать возлюбленную или нет – резко изменится в настроение, что, думаю, очень сложно исполнять в фильме.
Переходя к последней сцене, которая стала самой главной в фильме, хочу обратить внимание, насколько грамотно режиссёр Марк Захаров выстроил сюжет. Зритель под конец настраивается, что чуда не произойдет, любовь между принцессой и Медведем никогда уже не вспыхнет теми огнями. Автор хочет подарить ей настоящие чувства, но это оказывается сложным путем достижения. Но молодой человек возвращается и успевает к девушке, которая уже, как она говорила «встретилась со смертью». Когда герои целуются, охотник, который договорился убить своего 100 медведя, сильно удивляется – ничего не происходит. Актриса Евгения Симонова показывает, как её героиня меняется под воздействием чуда и растёт. Зрителю становится ясна цена чуда, которое произошло при поцелуе, потому что человек видит как принцесса, пройдя через это испытание, поменялась и выросла. Медведь не превращается в итоге в зверя, а значит, в сказке свершается счастливый конец. Всё это происходит в тёмном лесу под волшебную и таинственную музыку, специально выстраивают свет так на декорациях, чтобы внимание зрителя было только на героях. Чудо воплощает собой надежду на лучшее, на то, что даже в самых сложных ситуациях возможно найти выход.
Мы можем понять название фильма так: «обыкновенным» всем героям сказки кажется их мир. Они не удивляются королям, волшебникам, тому, что с ними происходит. А «чудом» тут считается любовь, которая может творить самые великие, но при этом самые простые чудеса – развеивать своей силой чары Волшебника. Именно это сделала своей любовью Принцесса, всем сердцем полюбившая Медведя. Так и получилось название фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо».