>
Байопик: от «Камчатки» до «Последнего героя»

Байопик: от «Камчатки» до «Последнего героя»

Юношеская газета

Я – давняя фанатка Виктора Цоя. Философские песни рок-группы «Кино» всегда были со мной: слышала их с раннего детства — они звучали в машине родителей, на семейных праздниках и часто исполнялись уличными музыкантами. Но четыре года назад, когда начала увлекаться русским роком, я всерьёз познакомилась с творчеством этой культовой фигуры 1980-х. И, конечно, не могла пропустить потрясающую выставку «Виктор Цой. Легенда», которая уже третий месяц собирает ценителей его творчества в популярном молодёжном пространстве «Севкабель порт».

 

 

 

Поэт, художник и актёр

 

Эта уникальная выставка неслучайно названа байопиком, ведь в 13-ти залах (на площади в 3000 квадратных метров!) охватывается вся короткая биография Виктора Цоя, которая трагически оборвалась 15 августа 1990-го года. На этой экспозиции представлено огромное количество экспонатов: от подлинных документов, фотографий, рукописей до видеозаписей концертов и «квартирников», нескольких телеинтервью, а также фрагментов двух художественных фильмов с участием Виктора Цоя — «Асса» и «Игла».

 

На этой выставке откровением для меня стали десятки его подлинных рисунков: автопортреты и изображения друзей, пейзажи и талантливо перерисованные начинающим поэтом-песенником в конце 70-х – начале 80-х годов плакаты культовых зарубежных рок-групп. На них молодой музыкант зарабатывал в безденежные годы: продавал по пять рублей среди своих друзей. Рисунки Цоя пользовались тогда достаточно большим спросом. А, между прочим, деньги-то по тем временам были немалые: к примеру, в то время столько стоила полугодовая подписка на газету «Комсомольская правда», а проезд в городском транспорте – всего пять копеек.

 

 

 

«Я хочу быть кочегаром!»

 

 

В подзаголовке – строчка из одноименной песни Виктора Цоя. Этому двухгодичному периоду в его жизни на выставке посвящён большой тёмный зал.
«Горящая топка», горы чёрного угля с воткнутыми в них гитарами, барабаном, синтезатором и даже микрофоном со стойкой… «О-о, это странное место Камчатка». Кочегаром в котельной на окраине Ленинграда, именованной позже «Камчаткой», Виктор проработал с 1986-го по 1988-й годы. Виктор стал кочегаром, потому что его привлёк график работы: можно было работать всего лишь пару дней в неделю.

 

Почему кочегарка получила такое название, точно неизвестно. Но есть версия, что во дворе котельной, где работал Цой, проходила труба, которую постоянно прорывало. Когда она в очередной раз лопнула, из нее начинал бить фонтан, похожий на гейзер.

 

 

 

Белая гитара — в «Чёрном альбоме»

 

 

Первое, что я увидела, перейдя в другой зал, — три гитары, которые стояли под большими стеклянными колпаками: две чёрных — «Kramer Ferrington kfs2» и «Alvarez», а также одна белая — «Washburn ea20 FestivalSeries». Я долго не могла оторвать взгляд от каждого раритета. Ещё бы! Ведь все три гитары – подлинные инструменты Цоя.

 

На первом подколпачном экспонате ленинградская легенда играла практически все концерты 1989-го года, другая — «Alvarez» была привезена из Японии в 1990-м году, а самая последняя – белая гитара использовалась звездой русского рока во время записи демоверсии «Чёрного альбома», который его друзья выпустили уже после внезапной смерти лидера группы «Кино». Там же можно было посмотреть и видеозаписи с концертов, где Виктор играл на этих инструментах.

 

«Ездят такси, но нам нечем платить, нам незачем ехать,

Мы гуляем одни, на нашем кассетнике кончилась плёнка, размотай.

Видели ночь, гуляли всю ночь до утра,

Видели ночь, гуляли всю ночь до утра!»

 

 

 

В наушниках аудиогидов, которые выдавали еще при входе, автоматически включались песни из семи альбомов (всего их восемь). Им был выделен самый большой и светлый зал, а каждому альбому был посвящён отдельный уголок с макетами старых кассетных магнитофонов. Когда я подходила к каждому стенду, у меня в наушниках звучала одна из песен этого альбома.

 

«Ведь я сажаю алюминиевые огурцы –

А-а, на брезентовом поле»…

 

 

 

Я с большим удовольствием ещё раз прослушала знакомые композиции: «Алюминиевые огурцы» (1982 г.), «Троллейбус» (1984 г.), «Каждую ночь» (1983 г.), «Прохожий» (1996 г.), «Видели Ночь» (1985 г.), «Легенда» (1988 г.), «Пачка Сигарет» (1989 г.), «Кончится лето» (1990 г.). Но жаль, что в этом зале не прозвучали такие культовые песни Цоя, как «Группа Крови» и «Хочу перемен!»:

 

«Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе, в наших слезах, и в пульсации вен

Перемен, мы ждём перемен!»

 

 

 

Впечатлили меня в одном из залов и две настоящие уличные телефонные будки советских времён, в которые посетители зала могли не только войти, но и услышать там спокойный голос главного героя фильма «Игла»: «Алло, Ирка! Ничего не слышно! Из Москвы… Отец в Москву не собирается. Слушай, монетки кончаются! Всё, целую, пока…». В триллере 1988-го года выпуска Виктор Цой сыграл главную роль — молодого парня Моро, который вернулся домой и узнал, что его девушка страдает от наркозависимости. Он пытается помочь своей возлюбленной и сталкивается с большими трудностями.

 

 

 

Эта уникальная выставка «Виктор Цой. Легенда» будет открыта до 10-го марта 2025 года. Советую обязательно посетить её и петербуржцам, и гостям северной столицы. Не пожалеете!

 

Автор текста и фото Полина Владыкина, 14 лет

Фотогалерея

Комментарии (1)
Ирина
02 января

Интересно

Вход Регистрация
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×