Искусственный интеллект – повседневность: как работа журналиста изменилась с приходом нейросетей
Последние 10 лет ведущие мировые и российские масс-медиа вкладывают средства в развитие искусственного интеллекта и используют его в своей работе. В 2018 году Reuters провел опрос и узнал, что более 78% руководителей СМИ считают инвестиции в нейросети необходимыми. Почему? Ответ прост: искусственный интеллект дает новые возможности быстрого создания качественного контента и облегчает работу репортеров.
«При обилии искусственных интеллектов мы должны отобрать наиболее подходящие для решения наших задач и научиться ими пользоваться. Конечно, дрелью можно просверлить дырку в ноге. Но в умелых руках она очень нужный инструмент», – вице-президент «Ростелекома» Кирилл Меньшов.
Искусственный интеллект помогает репортерам расшифровывать интервью не несколько часов, а всего пару секунд. В 2014 году Джефф Коффман создал программу Trint. Это приложение стало прорывом в сфере журналистики: теперь специалисты могут делать акцент только на редактуре (раньше было два процесса: расшифровка и редактура), так как после загрузки аудио или видео получают исходный текст интервью. Так репортеры экономят свои силы и время работы над одним материалом.
Кроме того, нейросети – это сбор информации в дата-журналистике. В 2015 году более 400 репортеров из 77 стран мира рассекретили сведения панамской фирмы Mossack Fonseca, занимавшейся мошенническими схемами и офшорами.
Весь мир узнал о том, кто из знаменитостей скрывал свою собственность и избегал уплаты налогов. Этот пример доказывает, что журналисты доверяют нейросетям, поэтому активно используют их. Без искусственного интеллекта, искавшего информацию в 11,5 млн документов, журналисты не раскрыли бы это дело.
«Ведущие мировые СМИ еженедельно публикуют сотни тысяч статей, созданных ИИ», – The Forbes.
Помимо расшифровки интервью и сбора данных, искусственный интеллект пишет новости. В 2014-м нейросети The Associated Press стали освещать события США: за квартал удалось опубликовать 3700 материалов (до использования ИИ – 300). Повысилась достоверность фактов, увеличилась аудитория СМИ. «До использования искусственного интеллекта наши редакторы и репортеры тратили бесчисленные ресурсы на освещение событий, которые…отвлекали от более результативной журналистики», – пишет The Associated Press. «Именно этот проект позволил нам поэкспериментировать и установить лидерство в области мышления». Искусственный интеллект повышает производительность масс-медиа, выпуская большое количество материалов. Журналисты занимаются их фактчекингом и редактированием.
Искусственный интеллект – верный помощник репортеров в создании репортажей. В эфир The Los Angeles Times вышло видео о землетрясении через 3 минуты после события. Робот Quakebot собрал сведения геологической службы США о стихийном бедствии, обработал и вставил в репортаж. Специалисты внесли правки в текст и опубликовали. Так журналисты берут базу события, найденную и обработанную искусственным интеллектом, «очеловечивают» ее (делают материал понятным для людей) и выкладывают.
В эпоху искусственного интеллекта самый полезный навык репортера – редактура. Будь то репортаж, новость или расследование, роботы и нейросети расшифруют, отсортируют информацию, а из этого журналист сделает материал «человечным». Репортер не сможет получать сведения от искусственного интеллекта, если не научится с ним «общаться» – вводить запросы: чем яснее просьба, тем точнее ответ.