МГУ: Журфак и труд ― все перетрут
Как строится обучение на журфаке в Московском университете? Какие есть дисциплины на этом факультете? Используют ли студенты нейросети? Об этом рассказала доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Мария Аникина.
Как проходит обучение на журфаке МГУ?
― Обучение на журфаке в Московском университете проходит очень интересно, активно, увлекательно. У нас есть базовые предметы, которые связаны с общим кругозором, с общей гуманитарной подготовкой на направлении подготовки «Журналистика» и с обучением по несколько другому профилю на направлении подготовки «Медиакоммуникации». Там студенты уже проходят не только гуманитарные дисциплины, но и «Статистику и анализ данных», и «Основы высшей математики». И есть профильные дисциплины, которые связаны с освоением профессиональных навыков. Первая часть обучения ― это собственно освоение различных дисциплин, вторая ― в зависимости от курса обучения ― практика: учебно-ознакомительная, учебная и преддипломная. В университете есть все ступени обучения: бакалавриат, магистратура и аспирантура – для тех, кто интересуется наукой о медиа и журналистике. А также к дополнению к учебному процессу и к практике у нас есть внеаудиторная работа. Она очень разнообразная: несколько театральных студий, спортивные секции, языковые секции (например, секции поддерживающие межкультурную коммуникацию, в рамках которой иностранные студенты общаются со студентами из России). В МГУ очень активно работает профком, происходят различные выезды, экскурсии. В общем, очень-очень активная жизнь.
Когда студенты начинают работать в настоящих СМИ?
― В некоторых случаях даже с первого курса. Я упомянула, что у нас есть учебно-ознакомительная и учебная практика на журфаке. Каждый год обучения студенты не только сдают сессии, экзамены и зачеты, но и знакомятся с работой редакции. У нас два направления подготовки: журналистика и медиакоммуникации. В рамках журналистики также есть международная журналистика ― очень важное направление сегодня. Практика всегда рядом со студентами. Если речь идет о студентах магистратуры, то многие из них уже трудоустроены, они могут успешно совмещать учебу и работу в профессии. С бакалаврами может быть чуть сложнее, но работать в настоящих СМИ они начинают с первых курсов. А уже на старших курсах, на третьем и четвертом, многие студенты имеют работу по специальности.
Правда ли, что журфак похож на филфак?
― Наш факультет журналистики появился как отделение на филологическом факультете. У нас общие корни с филфаком. Правда то, что у нас очень сильная литературная подготовка. У нас в программе бакалавриата есть различные дисциплины: «История российской журналистики», «Русская литература», «Зарубежная литература». Мы пониманием, что журналистика в России ― вещь литературоцентричная. Многие известные отечественные писатели, те, кого мы называем классиками русской литературы, отдали много сил журналистике и публицистике, сотрудничали в газетах и журналах в свое время, например, ещё в XIX веке. Поэтому связь журналистики с филологией естественна для нас в России, и, конечно, журфак и филфак ― это родственные факультеты. Но мы понимаем, что филологическое фундаментальное образование сильно отличается от журналистского, потому что профессии очень разные. Журналистика больше ориентирована на актуальную информацию, на публикацию регулярной свежей и оперативной информации, на освоение различных медийных форматов. Поэтому они не похожи, но они «идут» рядом и связаны своими историческими корнями.
По поводу литературной подготовки, правда, что там много теории и мало практики?
― В литературе на журфаке сложно найти практику, потому что мы не литературный институт. В Москве есть Литературный институт имени А.М. Горького, в котором учат практиковаться в этой области. Журфак этому не учит. У нас свое направление работы. У нас действительно много литературы для чтения и изучения. Это правда. Но это объясняется и тем обстоятельством, что чтение текстов формирует языковую культуру журналиста и позволяет ему поддерживать высокий языковой уровень в обществе. Это объясняется задачей, которая есть у журналистов в современном обществе. И это важно. Действительно, начитанность ― это не пустое слово, а важный навык и важная характеристика будущего журналиста.
Значит, вы считаете, что начитанность пригодится в современном обществе?
― Да, безусловно. Я могу привести пример из жизни. Я вела занятие на подготовительных курсах. Ко мне в течение осеннего семестра ходила слушательница. У нее были довольно большие проблемы с написанием работ, текстов, эссе, с формулированием мыслей. И она в конце первого семестра подошла и спросила, что ей делать, потому что она понимала свои сложности. Я сказала, что нужно больше читать. Когда человек читает грамотный, хорошо написанный текст, он видит правильное написание слов, воспринимает логичное повествование и в какой-то момент такую манеру написания текстов перенимает. Это действительно очень важно. Литература ― это не только развлечение, а также механизм освоения языка, который является базовым инструментом журналиста и медийщика.
Могут ли студенты журфака использовать нейросети и почему?
― Да. В некоторых случаях это оправдано учебными заданиями, это позволяет студентам экономить время и силы на написание различных работ. Но, во-первых, следует уточнить, что опытный преподаватель видит, какие тексты самостоятельно, а какие нейросетью, и может это пресечь чрезмерно активное неоправданное использование нейросетей, указав на некорректное выполнение задания. И во-вторых, человек, который использует нейросети в своих корыстных целях, недополучает чего-то и обедняет себя. Он не сформирует необходимые навыки. Конечно, если мы не говорим, что его главная цель ― это научиться писать промт. Это тоже важно в современных условиях. Если мы используем нейросеть, чтобы обмануть преподавателя и аудиторию, то это к добру не приведет.
Что вы посоветуйте школьникам, которые хотят учиться в МГУ?
― Много читать, читать хорошую литературу, начиная с русской классики, как бы очевидно это ни звучало. Потому что язык остается основным инструментом журналиста. А для того, чтобы поступить на журфак, нужно пройти дополнительное вступительное испытание, показав грамотную речь, умение мыслить и формулировать свои суждения. Кроме того, нужно сформировать начитанность, насмотренность и осведомленность в области журналистики, чтобы понять действительно ли журналистика и медиа ― это призвание. И за последний год учебы нужно понять, готов ли человек посвятить этому себя или нет. Также, конечно, важно тренироваться. Тут есть разные возможности: можно тренироваться самостоятельно, потому что все варианты ДВИ прошлых лет выложены на сайте, чтобы попробовать свои силы, можно посещать подготовительные курсы.
Фото: Илона Канунникова (https://vk.com/id682562829)