>
Правила военной журналистики

Правила военной журналистики

Длинные истории

Какой журналист не пишет или не снимает репортажей с горячей точки? Мертвый. Ответ шокирует, поэтому основная задача каждого корреспондента и оператора во время командировки в зону конфликта — выжить. Именно с этих слов начала мастер-класс для юных журналистов советник генерального директора по информационным технологиям телеканала RT (Russia Today) Тина Бережная.

 
В повседневной жизни, в мирное время, сложно представить себе, как реагировать на обстрел, попадание в плен и другие нестандартные ситуации. Поэтому перед тем как отправить журналиста в горячую точку, он обязан пройти специальный курс обучения «Бастион».

 
К сожалению, есть и такие ребята, которые думают, что сейчас они заработают себе медаль на грудь, благодаря тому, что они «втихаря», никого не предупредив, проскочат в зону конфликта, и сделают гениальный репортаж, и у них все будет хорошо… К сожалению, так не бывает. Жизнь одна. И ее нужно ценить. Отсюда первое правило – специальная подготовка.

 
Второе правило — редакция должна всегда знать, где находится журналист. Перед тем как выезжать на задание, или куда-либо, едет ли корреспондент сам, или под прикрытием патруля, он обязан звонить в редакцию и сообщать продюсеру, куда он едет и в каком составе, с каким сопровождением и когда должен вернуться. И, если он не вернулся в назначенное время, редакция обязана бить тревогу. Нельзя подставлять коллег, и нужно понимать, где бы он не находился, всегда за него переживают.

 
Как выжить в боевых действиях:

 
1. Нет такого кадра или репортажа, который стоит жизни журналиста или кого-то из команды. Никто не может пожертвовать членом своей команды.

 
2. Журналист перестает быть мишенью тогда, когда у него на голове, спине, груди, а так же на рукаве присутствует надпись ПРЕССА. «Когда мы были в командировке в Ливане, у нас словом ПРЕССА было обклеено абсолютно все. Ребята, у которых мы арендовали машину, не знали, что мы поедем в зону боевых действий. И ее мы всю обклеили бумажным скотчем «TV, TV, TV». На футболках, жилетках, штанах, головных уборах – абсолютно везде была эта надпись» — поделилась Тина.

 
3. Если корреспондент, работая в боевой точке, оказался раненым или убитым, но при этом он был без каски и бронежилета – он или его семья не получит страховку.

 
4. Принадлежность к какому-либо СМИ тоже следует убрать. В зависимости от того, в какой ситуации вы находитесь, ваше СМИ может быть раздражителем. «Помните, в 2008 году был конфликт в Южной Осетии? Так получилось, что со стороны был только наш корреспондент Митя Лебедев. А все остальные корреспонденты других крупных каналов приехали в Грузию, на другую сторону. Когда грузинские войска вошли в Цхинвал, то положили буквально в грязь лицом всех корреспондентов, и начали спрашивать к какому каналу вы относитесь. Хорошо, что наши парни быстро соображают… Когда арабы начали говорить на арабском, наш корреспондент и оператор тоже сказали несколько слов на арабском. Начали пытаться объяснять, что они из американского канала «Аль-Джазира», который на тот момент поддерживался той стороной. Если бы они сказали, что работают на российском телевидении, то неизвестно, чем бы все закончилось. Скорее бы всего, они бы не выжили.

 
Мне очень нравится сейчас, когда Мишка, когда я об этой ситуации спрашиваю, «Что ты ощущал?» — отвечает: «Ну, сложная была ситуация». Другой бы человек разразился бы потоком дикого мата, но нет, Миша у нас дипломат», — с гордостью заявила Тина Бережная, а затем снова стала вспоминать: В командировке в Ливане мы сняли море эксклюзива, потому что я говорила на русском , и могла объяснить друзьям ливанцам как сварить борщ. Была такая история, что нашей съемочной группе даже разрешили снимать на закрытом военном складе».

 
5. В машине в боевых точках не пристегиваться! Лишние 1,5 секунды могут стоить жизни журналисту. Если вы едете с конвоем, никогда не садитесь ни в первую, ни в последнюю машину. Чтобы остановить конвой нужно удалить одну из машин.

 
6. Если корреспондент едет с войсками, как бы военные не скомандовали, он обязан их слушаться. Они лучше всех ориентируются на местности.

 

 

 

Техника:

 
1. Мы избалованы тем, что у нас везде электричество, розетки. В пустыне этого нет. И первое, что берет с собой хороший оператор и корреспондент на войну — это брюки, у которых 500 карманов, разгрузочный жилет, в котором столько же карманов, чтобы в них можно было 2000 батарее разложить.

 
2. Батарейки должны быть абсолютно для всего. Никто не знает, когда удастся зарядить технику в следующий раз.

 
3. Любая камера, стоящая на плече у оператора, для человека стоящего за 500 метров, выглядит как миномет. То, что это камера, сказать с расстояния полукилометра невозможно. Более того, в экстремальных условиях все ровно, на что снимать, мобильник, или что-то еще.

 
4. Штатив тоже могут принять за вооружение. Лучше трясущееся видео, чем мертвый корреспондент.
Спортзал — это обязательная часть работы военного журналиста. Бегать надо много и быстро. Нужна ловкость и скорость.

 
Правила работы на месте:

 
1.Где вас аккредитовали, там вы и находитесь. Ни на шаг дальше.

 
2. Одежда. Если вы одеваете одежду цвета хаки, и сколько бы вы раз не написали слово пресса, вы автоматически становитесь военным.

 
3. Всегда держите ситуацию за зубами. Не давайте ни отзывов, ни комментариев. На войне нет ни плохих, ни хороших, всегда виноваты оба.

 
4. На войне вас ждет жестокое разочарование в людях и в тоже время совершеннейший восторг от людей – героев, которые будут находиться рядом с вами.

 
5. В любом конфликте всегда разговаривайте с местными, они много расскажут подробностей. Но все их слова нужно делить на 150. Потому что они находятся под давлением.

 
6. Обратите внимание, не бывает военного корреспондента в смокинге и выглаженной рубашке. Химчистки там нет. Все поймут, если вы будете просто в футболке. Обычно мы применяем «холостяцкий» способ выбора одежды (это когда залезаешь в корзину с грязным бельем и выбираешь самое чистое).

 
7. Если вы едете со съемочной группой, жизнь оператора важнее жизни корреспондента. Корреспондент может поговорить, оператор может снять, при этом снять много, еще сверху что-нибудь наговорить на камеру. Есть универсалы, которые могут делать все в одиночку. Это такой «мастер на все руки», которого ценят на вес золота.

 
8. У нас в аудитории много девчонок. Обратите внимание, последнее время у нас на войну идут девчонки. Приехать на войну им гораздо сложнее, чем парням. Дело в том, что вы сразу начинаете ощущать себя в крайне агрессивной среде. Война — это не развлечение. Люди находятся в постоянном напряжении, и его они могут срывать по-разному. Когда находятся дамы, у многих людей совершенно срывает головы, поэтому если девочки собрались работать военными корреспондентами, первое что они должны сделать – это стать абсолютно бесполыми существами. Становитесь парнем, таким, как и все остальные, если надо, точно так же сидите на броне и таскаете баулы. Для некоторых это сложно, для некоторых — это образ жизни, и они его даже переносят в свою обычную жизнь. Всегда нужно помнить, что у вас есть своя съёмочная группа, своя семья, свое племя, все остальные — это просто друзья.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×