>
Ты тайну тайн своих открой мне в час заката, город мой

Ты тайну тайн своих открой мне в час заката, город мой

Юношеская газета

За школьной партой, на уроках литературы, мы все изучаем творчество таких великих поэтов и писателей, как Александр Сергеевич Пушкин, Федор Михайлович Достоевский, Антон Павлович Чехов и множества других не менее талантливых людей. Но составители школьных учебников почему-то обходят стороной творчество тех, кто жил в твоем городе или поселке. Год литературы в России принес в мою школу такую замечательную традицию, как проведение литературной гостиной, где школьники рассказывают всем желающим о произведениях малоизвестных авторов-земляков. Об одном из которых мне бы очень хотелось рассказать Вам.

 

 

Я живу в городе Тольятти. Это город на Волге, крупный центр автомобильной и химической промышленности, а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта. Город протянулся вдоль Волги примерно на 30 км. Также самый крупный моногород России. Но мне, все же, хочется рассказать о духовном богатстве Тольятти. Ведь даже в окруженном заводами и производствами городе рождаются, живут и трудятся талантливые люди. Мне хочется рассказать тайны своего города не только как «столицы автопрома», но и как моей «малой родины».

 

 

Поэтов, которые посвящают моему городу стихотворения, не так уж и много. И по большей степени они живут в просторах интернета, изливая на публику бессвязные строки: с ломающейся рифмой, штампованными описаниями, даже воспевают они всё одинаковое. Никакого воображения, любви и уж тем более восхищения. Главное засветиться. Главное просто отписаться. По большей части, сейчас нет Поэтов. Есть поэтики, чванящиеся своей способность складывать слова в рифмованные строки. Нет огня – есть потухшие угли, которые не греют.

 

 

Но, на самом деле, Тольятти не тот город, о котором можно в запой говорить и посвящать свою душу. Я думаю, что никто бы не хотел посвятить даже десятую часть своих сил тому, что не имеет смысла. Уж так устроены люди – надо вкладывать только в то, что в будущем принесет прибыль. А зачем вкладывать душу в забытый Богом уголок? То ли дело Москва, или Петербург, или Волгоград. О таких великих городах можно сказать, спеть, прочитать стихи. Они достойны этого. А Тольятти? Чего достоин он? Оказывается, и он достоин стихотворений.

 

 

Судьба этого человека поразила меня. Изучая его биографию, я все глубже убеждалась, что именно этого человека можно ставить в пример людям, которые думают, что болезни, бедность или другие факторы могут помешать на пути к мечте.

 

 

Мельников Игорь Глебович родился 14 апреля 1961 года в Уфе в семье инженера и воспитательницы детского сада. В 1968 году вместе с семьей переехал в Тольятти, где начиналось строительство Волжского автозавода. После окончания средней школы, с 1979 года работал в бюро технического сопровождения проектирования проектного управления АвтоВАЗа. В отличие от брата – близнеца, Олега Мельникова, Игорь с рождения страдал ДЦП. Но он работал, более того, ходил на работу в архив ВАЗа пешком через лес, из одного района города в другой. Игорь Мельников – автор двух замечательных поэтических книг «Лица огней» и «Звездолет для одуванчиков».

 

 

Пожалуй, чаще всего в своих стихотворениях Игорь Мельников раскрывал тему родного города. Он как бы старался обратить внимание читателя на красоту в привычных вещах. В его стихотворениях затронута философская тема- рассуждения о смысле бытия. Казалось бы, в его стихах описывается обычное для жителя Тольятти зрелище — прогулка по улицам и закоулкам города. Однако это привычное действие Мельников описывает очень подробно и необычно: глаза, ухо поэта выделяют в городском шуме оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя.

 

 

Можно ли сказать, что Игорь Мельников в своем представлении идеализирует Тольятти? Да, с какой – то стороны он делает его лучше, чем он есть на самом деле. Но тем временем поэт не обличает недостатков настоящего Тольятти, а находит в них свои прелести. Для меня Игоря Мельников стал той ниточкой, которая открыла мне Тольятти заново. Хотя, что нового я могу открыть для себя? Я видела все в этом городе, была во всех магазинах, посетила все музеи, пешком прошла город вдоль и поперек. Ничего таинственного я не нашла – город как город, таких Тольятти в нашей России и за день не перечислить. Обыкновенный, если можно сказать, заурядный. Я люблю свой город, но из моих слов даже не понятно почему. Может от того, что тут живут мои родители. Может потому, что это город, в котором я родилась и выросла. Может из – за того, как весной летает тополиный пух. Нигде он не летает так таинственно и медленно, как у нас. Стихи Игоря Мельникова не призывают любить Тольятти, они стараются показать наш город с другой, неизвестной нам стороны. Они похожи на прозрачный горный поток, пронизанный светом, легко перекатывающий полновесные камни — слова. Читая стихи Игоря Мельникова, строчку за строчкой, страницу за страницей, я становилась все ближе и ближе к пониманию той красоты, которая скрыта в нашем городе. Может до того, как я окунулась в мир Игоря Мельникова, я не видела всего прекрасного, что есть у нас в Тольятти. Серые бетонные коробки — дома, бессчетное количество магазинов, с кричащими вывесками, разноцветные жуки – машины – скользящие по дорогам нашего города, запах застоявшейся пыли вперемешку с выхлопами паров бензина – вот, что бросается в глаза слепому. А, если рискнуть открыть глаза?

 

 

Игорь Мельников всю жизнь концентрировал средства на свою итоговую и самую главную книгу, которая впоследствии получила название «Забытый секрет мироздания». Игорь собирал деньги из своей многолетней скромной зарплаты – 150000 руб. В ночь с 12 на 13 января 2011 года Игорь Мельников скончался от сердечной недостаточности. Сейчас он кремирован, и его прах развеян над теми местами, которые он помнил и любил. По его желанию, на эти сбережения и издали книгу. По его завещанию распространяться она должна бесплатно желающим прочесть её. Это его последняя воля. Перед тем, как уйти, он сказал брату-близнецу, что свой долг перед талантом выполнил.

 

 

Как правило, люди, занятые заботами о хлебе насущном, редко могут позволить себе наслаждаться красотой окружающей природы, и задумываться о смысле жизни. Но нельзя их винить, поскольку жизнь такова.

 

 

И, возможно, по этой причине Игорю Мельникова был дан дар видеть любое дерево, цветок, облако или ручей в лучах невечернего света, и напоминать об этом людям. Он заплатил за это высокую цену. Жалел ли он об этом? Мы не знаем, знаем только, что все свои силы и свой талант он посвятил «странной этой привычке — мир озвучивать тонким пером». И это было золотое перо Жар-птицы.

 

 

Все мы смотрим на один и тот же внешний мир явлений. Но события имеют для нас разное значение, явления — разную значимость, смысл и полноту. И поэтому ни одно свидетельство об увиденном не может быть исчерпывающим. Человечество как будто огромный фасеточный глаз, и каждый человек видит случайно попавший в поле его зрения фрагмент Вселенной. Мы пытаемся восстановить узор, собрать паззл, не имея образца. Научные теории приводят на этом пути к появлению многочисленных точек зрения; искусство же дарит возможность эмоционального переживания глубинной общности всего сущего, и в этом, кроме прочего, его целительная сила.

 

 

Как заметил О. Хаксли, картина мира, которую наблюдает каждый человек, в разной степени не полна и уникальна, причем художника от всех остальных отличает главным образом возможность ее наиболее адекватно выразить.

 

 

Но не думаю, что Игоря Мельникова интересовали взгляды Олдоса Хаксли. Он вел спартанский образ жизни. Вопрос о том, как примирить созерцание «явленной славы вещей», сияние которой без сомнения озаряет его стихотворения, с необходимостью действовать, был решен за него болезнью — тяжелой формой ДЦП, и действовать ему приходилось на грани душевных и физических сил, чтобы иметь банальную возможность писать и жить, которую обычно люди получают даром. Он писал о, казалось бы, простых вещах — о том, что мог видеть вокруг в повседневной жизни, но в то же время видел явно больше, чем явления физического мира, и мысль уводила его в другие миры, сквозящие за реальностью. Они явно ощутимы при прочтении, и, в результате, его творчество — своего рода иллюстрация мысли Хаксли о существовании индивидуумов, обладающих врожденной способностью видеть наиболее полную, чем большинство людей, картину мира.

 

 

Поэзия — лучшая форма общения. Наиболее адекватная, если человеку есть что сказать. Имеющий уши, услышит. Имеющий душу, поймет.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×