Ирина Астахова: «У меня нет ощущения, что у меня есть дом. Мне везде хорошо»
Некогда неизвестная никому девушка, которую друзья в шутку называли Ах Астах, сейчас она успешная и более чем известная поэтесса. Знакомьтесь, Ирина Астахова. Одним роликом на YouTube она смогла покорить сердца многих молодых людей и девушек, а теперь собирает на своих концертах полные залы. Корреспондент «Юнпресс-Пермь» поговорил с той, которая может попасть в самую точку, рассказав свою историю в стихах, и выяснил, в чём же секрет её притягательных строк, о чём мечтает сама Ирина и что ждёт её поклонников в ближайшем будущем.Что для тебя поэзия: смысл жизни или хобби?
Ну не смысл жизни, но это моя жизнь, часть меня, как любого человека искусства, который занимается каким-то видом творчества. Я не разделяю это ни на профессию, ни на увлечение, это то, через что я могу выразить свой внутренний мир, свои переживания, свои мысли.
Есть ли у тебя кумир?
Кумиров у меня нет, но есть артисты, допустим, которые когда-то нравились, которые воспитали во мне чувство вкуса. Есть поэты, которых я люблю читать больше, например, Евтушенко, Вознесенский, Бродский, Вертинский, Цветаева. Есть фавориты, но кумиров как таковых нет.
Как возник псевдоним «Ах Астахова»?
Друзья говорили в шутку то, что я пишу стихи «Ах Астах» и когда-то в социальных сетях я решила назвать «Ах Астахова», потому что «Ах Астах» всё-таки грубо звучит и, к сожалению (подчёркивает), это переросло в творческий псевдоним, от которого теперь никуда не деться.
Выражает ли он какую-нибудь эмоцию?
Об этом сильно не задумывалась, но мне хочется, чтобы этот «Ах» был лёгким звучанием. Такое «ах» (смеётся).
Тяжело ли делиться своими чувствами, переживаниями?
Нет, это не тяжело. Даже когда я ещё не выступала на сцене, я читала друзьям стихи, выкладывала в социальные сети. Я очень открытый человек, люблю, как бы это ни звучало, свои эмоции «выставлять напоказ», потому что, в принципе, я научилась своё «нытье» перевести в искусство, а искусством всегда хочется поделиться.
Расскажи рецепт хорошего стихотворения?
Хм. Наверное. Там много составляющих. Во-первых, оно должно быть честное, не надуманное из каких-то чужих переживаний или из чужого взятое, то есть свои чистые эмоции, во-вторых, наверное, всё-таки важна рифма (хотя, не всегда она важна). Самый важный рецепт стихотворения – никого не слушать! Писать то, что хочется и просто тренироваться, тренироваться и тренироваться. Меня часто спрашивают: «посоветуйте, хороший стих или нет». Этого нельзя делать, потому что когда ты начинаешь ориентироваться на чужое мнение, ты перестаёшь слышать свой голос, и хорошее стихотворение из этого точно не получится.
Свои стихи ты пишешь от руки или сразу в электронный вариант?
Принципиально у меня такой вопрос не стоит, то есть могу даже на салфетке, но редко. Мне почему-то комфортнее сейчас писать на компьютере, потому что часто бывает, что-то исправляешь, а я такой перфекционист, если у меня, например, помарка на листке, я его переворачиваю. Мне нужно чтобы было гладко и ровно, а на компьютере очень легко удалить, стереть то, что не нужно.
Что тебе помогает понять: удался концерт или нет?
Вот это на уровне, мне кажется, какого-то 6 чувства. Ты чувствуешь энергетику, то есть иногда бывает, но редко, мне кажется в этом и моя вина есть, уставшая или закрытая, зал чувствует и начинает закрываться. Когда я открытая и переживаю то о чём написала там на сцене, то я чувствую зал. Это какой-то взаимный процесс и он ощутим. По аплодисментам, если так по-простому.
Когда ты читаешь стихи, ты что-то представляешь перед собой?
По-разному. Иногда я смотрю на лица людей. Мне нравится смотреть в глаза людям. Когда я ухожу в совсем какие-то такие эмоции пережитые — это как ностальгия. Я просто очень хорошо чувствую то, что переживала когда писала стихотворение. Иногда даже образы возникают или представляю человека, которому бы хотела прочитать, и читаю ему.
Какого переживать эмоции каждый раз на разных концертах?
Не могу сказать что трудно, но определённая доля мазохизма в этом есть. Действительно, переживаю, но, скорее всего, большинство из этого всего острое тяжёлое уже пережито и остаётся такое тёплое воспоминание. Я очень уважаю своё прошлое и какое бы оно ни было, то есть остаётся в любом случае какая-то светлая, тёплая, добрая грусть. Есть вещи, которые тяжело пережить, иногда плачу на концертах (опуская взгляд вниз). Прямо вхожу в это состояние и тогда трудно, но сейчас я больше контролирую свои эмоции.
Где тебе нравится выступать, какие места наиболее комфортны?
Либо маленькие залы, небольшие, потому что более камерная атмосфера, либо театральную сцену люблю (не отвлекаюсь на посторонние звуки). Всё-таки поэтические чтения — это процесс довольно-таки интимный. Театральная сцена мне ближе всего. Но вот вчера в Екатеринбурге было интересно заведение «Дом печати» и там очень такая стильная творческая атмосфера, высокая сцена, мне понравилось. Люблю высокую сцену!
Ты что-то пишешь помимо стихов?
Очень хочется, но, допустим, ты хочешь каким-нибудь видом спорта заниматься или на шпагат сесть, но ты понимаешь, что не можешь на него сесть и лучше не рыпаться. Хочется, но если беру какое-то стихотворное произведение и понимаю, что я когда-то со временем смогу написать не хуже, да или интереснее, то есть вижу это развитие. Но, опять же, беру хорошую книгу и понимаю, что у меня получится писанина близко не стоящая. Я понимаю, что в прозе не сильна. Там же структура, тем более должна быть такая усидчивость, чтобы написать целый роман. Есть идея написать сценарий к фильму (скромно улыбается и отводит взгляд).
Находишь ли свободное время для себя и чем занимаешься, когда оно появляется?
Да, конечно. Я занимаюсь вокалом. Бегаю, в бассейн хожу, люблю на скейтборде кататься. Раньше много каталась, сейчас так немного передвигаюсь летом. Люблю путешествовать. Попыталась недавно заниматься балетом, но ненадолго хватило. Наверное, недостаточно силы воли. Девочка, которая мне преподавала, — она довольно-таки жёсткий тренер, и я не выдержала нагрузки, я ездила каждый день: два часа разминка, час танцы и для меня это было тяжело. Такое напористое начало. Но думаю, это не конец. Пуанты куплены!
Есть ли у тебя любимая страна?
Много где нравится, везде по-своему. Украину люблю, как ни странно, очень. Францию люблю, Италию. Вообще, в каждой стране, если побыть одному, хотя бы месяц, можно найти что-нибудь интересное. Хотелось бы в своей жизни много где понемногу пожить. Мне хорошо везде.
Из двух столиц какая тебе ближе всего: Санкт-Петербург или Москва?
Москва. Раньше мне нравился Петербург. Был период, когда я хотела поступать в театральное именно в Петербурге. Когда я приехала в первый раз, то очаровалась городом (каждые выходные ездила туда и тратила все студенческие деньги). А потом пожила как-то там месяц и поняла, что он очень мрачный для меня и движение медленное (я всё-таки всю жизнь прожила в Москве и этот бешеный круглосуточный ритм мне намного ближе). Хотя Петербург, безусловно, тоже люблю. У меня там много друзей дорогих мне, но долго я там находиться не могу.
Влюбчива ли ты и влюблена ли сейчас?
Влюблена, да (улыбается). Но, в принципе, я всегда влюблена. Не сказать то, что я влюбчивая. Раньше да, влюблялась практически сразу. Меня очень идеализировал вопрос мужчины, то есть я вижу в нём что-то хорошее, это хорошее вырастает до масштабов такого, что оно перестаёт играть какую-либо роль до определённого момента (также как быстро влюблялась, быстро разлюбляла). Сколько себя помню, не было такого периода, чтобы мне никто не нравился. Отношения нужны для того чтобы человек давал ещё больше свободы, чем она у тебя есть. Он расширяет твоё сознание, помогает, поддерживает, это очень положительно влияет. Но бывают такие люди, которые закрывают. Я не сторонник того, чтобы поэт должен страдать. Поэт должен творить, искать вдохновение, развивать свои способности, чтобы не черпать только от определённой любви, как у меня было раньше.
Что будет дальше. Есть какие-то задумки?
Не живу завтрашним днём. Я хочу пожить годик в Париже (очень люблю Париж!). Хочу начать писать на английском. Или для начала попробовать перевести свои какие-то стихи на английский с рифмой. Хочу расти. Сейчас я более подготовила свою программу. Нашла петличку, могу свободно передвигаться по сцене (этого очень не хватало). Мне нравится ходить, садиться, двигаться. И ещё разделила программу на 2 части: мужская и женская лирики. Она стала более качественной. В Оренбурге был первый концерт уже новой программы. Хочется развиваться. Развиваться надо всю жизнь. Мне хотелось, чтобы моя публика взрослела вместе со мной. В моей жизни происходят события, которые заставляют взрослеть, приходит понимание ценностей. Хочется, чтобы они вместе со мной это понимали.
И как человек, стоящий лицом к лицу с тяжестью прошлого, кажется таким сильным, уверенным и выдержанным? Быть может, это лишь маска, способ спрятаться, чтобы «без лишних вопросов». Быть может, это заслуга сцены и другого выхода, как «устоять» просто нет. Не могу сказать точно. Но остался какой-то крохотный привкус недосказанности в этом вечере. Почувствовался необъяснимый бег от самой себя, и, видимо, поэтому скорость чтения её стихотворений была нарастающей. Она осталась загадкой и спасибо ей за это.