Человек искусства
Есть в нашем лицее необыкновенный человек: разносторонний, талантливый умелец, настоящий самородок для своей семьи и коллег. От него я услышала много увлекательных историй о его жизни, необыкновенных увлечениях, редкостных умениях и способностях.
Это мужчина в самом расцвете сил с располагающей, доброй улыбкой под пышными усами и искорками задора и смелости в карих глазах. Знакомьтесь, Александр Евгеньевич Патрушев — заведующий хозяйственной частью лицея, звонарь Успенской колокольни, художник, музыкант-самоучка и реставратор многих храмов, икон, занимающийся своей работой на огромной высоте без страховки, человек завидной смелости и трудолюбия.
Итак, наша беседа была приправлена интересными подробностями и фотографиями настоящего героя.
— Александр Евгеньевич, Вы служили в армии?
— Да, я служил в 1979-1981 годах в Кунгуре в ракетных войсках. Офицерам, что учились в Академии имени Фрунзе, помогал делать чертежи, карты. Демобилизовался в звании сержанта.
— Расскажите, пожалуйста, о своей работе.
— Работаю всю жизнь сразу в нескольких местах. Церкви реставрирую. Моей первой реконструкцией стала Успенская церковь. Также вместе с братом я расписывал стены Покровского храма, покрывали иконостас 54 квадратными метрами сусального золота, участвовал в постройке Успенской колокольни, помогал батюшке ставить крест. Рисунки, резьба, иконостас в этом храме — также моих рук дело.
— А кроме церквей нашего города, где-то еще Вы работали?
— Золотил куполок Зашижемской церкви, красил Васильковскую. В перспективе реставрация колокольни в Сорвижах, разгромленной в советское время.
Мы рассматриваем фотографии, где Александр Евгеньевич на строительных лесах ловко орудует кистью, а вот, он на самом куполе, у креста, на узенькой площадке у самых облаков, вот, обвязанный страховкой парит на огромной высоте, держа в руках инструменты…
— Как Вы удерживаетесь на гладких стенах храма?
— Работаю без особого снаряжения, строю лестницы, на которые поднимаются рабочие. Вот, я крашу 11-метровый шпиль Успенской церкви (показывает фотографии): примотаешь к нему веревкой наклонную лестницу, поднимаешься на целый день; чтобы другую грань выкрасить, нужно передвигать лестницу по узкой площадке. Длительный процесс! Зато какая работа! Плюс — зарядка, держишься в хорошей физической форме!
— На фотографиях Вы почти без помощи и без страховки. А ведь высота храма около 40 метров! Не боитесь? Может быть, что-то говорите себе перед «восхождением»?
— Нет, привык за годы работы. Семья переживает больше меня самого! Попрошу у батюшки благословения — и вперед!
— На землю не смотрите?
— Нет, а зачем? Работа не ждет!
— Вы прекрасно рисуете? Это навык или природный талант?
— Скорее, от родителей. Они были художниками, мама плела кружева и сама рисовала узоры. А три мои дочери тоже рисуют, часто помогают. С Аленой мы реставрировали подлинные фрески Васнецова в Сорвижской церкви.
— Почему, имея талант художника, Вы увлеклись именно реставрацией, а не живописью?
— К церкви я привык с 10 класса. Может быть, батюшка и разглядел во мне талант. Группа реставраторов из Москвы работала с Покровской церковью, я любил наблюдать. Через десять лет я встретился с ними в Яранске. А потом они подарили мне набор профессиональных кистей с пожеланием развивать свои способности. Я последовал их совету, пересмотрел много старинных книг по иконописи, самостоятельно и научился. А картины я тоже писал, да все раздарил.
— Александр Евгеньевич, в дни церковных праздников мы видим Вас на колокольне. Расскажите, пожалуйста, об этом ремесле. У колокольного звона есть определенный порядок?
— Научил меня кировский звонарь и, конечно, литература. На колоколах обычно играю мелодию, которая в голове созреет во время службы, под настроение. Но на нашей колокольне всего 4 ручных колокола — мало простора для творчества! Маленький внук любит колокольный звон, всегда внимательно слушает. А музыку я люблю. Раньше играл в ансамбле на гитаре, пианино. Недавно освоил синтезатор.
— Что это? (рассматриваю копию документа из архива Казанского университета)
— Свидетельство о моих корнях! Мой прадед Дмитрий Михайлович Малиновский — выходец из потомственных дворян Курской губернии, коллежский асессор, кандидат юридических наук и кавалер ордена святого Станислава.
Мы рассматриваем дореволюционный портрет молодой четы — интеллигентных, счастливых, одетых по моде той поры людей. Это прадед и прабабушка Александра Евгеньевича. Так что скромный труженик Патрушев Александр Евгеньевич – потомственный дворянин.
После общения с Александром Евгеньевичем я поняла, что при разумной организации своего времени, возможности человека поистине безграничны. Сколько интересного и даже опасного в таком творческом процессе, как реставрация храмов. А работа звонаря показалась мне ответственной и романтичной. Это было незабываемое знакомство с замечательным человеком Патрушевым Александром Евгеньевичем, талантливым во всем.