>
Московский международный кинофестиваль. «Козни», убившие Пазолини

Московский международный кинофестиваль. «Козни», убившие Пазолини

ОбЗоркий взгляд

Драма  «Козни» режиссера Давида Гриеко посвящена всемирно известному режиссеру, ставшему одним из величайших деятелей культуры и символов итальянского кинематографа второй половины двадцатого века – Пьеру Паоло Пазолини.

Роль скандально известного режиссера, часто эпатирующего публику своими высказываниями не менее, чем произведениями, исполнил известный эстрадный певец и актер Массимо Раньери, имеющий невероятное портретное сходство с Пазолини.

В своем фильме Гриеко не стремится рассказать как можно больше о личности Пьера Паоло Пазолини,  с которым не только был знаком, будучи его ассистентом на съемочной площадке, но и сыграл  некоторых фильмах эпизодических персонажей, и даже дружил на протяжении тридцати пяти лет. От него он «заразился»  интересом к журналистике, из-за которой, как считает, Давид Гриеко, Пазолини насильственно и лишили жизни. «Козни» не имеет ничего общего с жанром байопика, из богатой на события, полной взлетов, скандалов, слухов жизни классика мирового кино, Гриеко отбирает ключевые события последних месяцев  жизни Пьера Паоло Пазолини: с лета 1975 года, когда он завершал работу над своим самым скандальным, пережившим десятки запретов, фильмом «Сало, или 120 дней Содома» до трагической ночи с первое на второе ноября.

Драма Гриеко  не сосредотачивается на особенностях, чертах характера, которые подобно ключам, открывали или бы приоткрывали, личность загадочного Пазолини, прославившегося не только кинематографическими произведениями, но имевшего не менее мощный поэтический дар и оставившего несколько книг в прозе.

Давид Гриеко в первую очередь рассказывает о Пазолини, как отчаянном человеке, готовым идти за правдой до конца и готового отдать за ее огласку самую высокую цену. В центре повествования «Козней» журналистское, последнее, журналистское расследование, которое режиссер вел напролом, поэтому многим стал неугоден и опасен, как разрушитель громких политических карьер. Помимо работы над «Сало» все лето 1975 года Пазолини пишет книгу «Нефть», рассчитывая, что она станет сенсацией, политическим бестселлером, как бы сегодня сказали.

На протяжении всего фильма герой Массимо Раньери, актера, фантастически похожего на мэтра (кстати, этому сходству удивился сам Пазолини, встретив в 1960-х уже известного певца Раньери на футбольном поле, о чем исполнитель главной роли рассказал на пресс-конференции), встречается с тайным осведомителем, играет в конспиративные игры, и несмотря ни на какие угрозы, начав подозревать, что за ним следят, не перестает ежедневно печать «Нефть», считая ее публикацию своим долгом.

Думаю, основная идея как бы выхватить, словно скрытой камерой, последние месяцы жизни Паоло Пазолини исключительно фокусируясь на его журналистском расследовании, которое почитающий его Гриеко считает подвигом, в том, чтобы показать как большому и признанному художнику было не безразлично то, что происходило в его стране. Пазолини в его картине не только и не столько эксцентричный гений и не самый простой в общении человек, а человек, отчаянно и не для себя борющийся за справедливость. « И самым важным для меня, ценнее любой кинонаграды за этот фильм, служит тот факт, что в итальянском парламенте приняли решение возобновить расследование по делу убийства Пазолини», — сказал в ходе пресс-конференции Гриеко. Зверски жестокое и до сих пор полное белых пятен случившееся в ночь на второе ноября 1975 года близ Рима на пляже в Остии до сих пор будоражит умы, порождая всевозможные домыслы и легенды.

В «Кознях» Гриеко дает свою несколько скорректированную и в угоду замыслу додуманную версию убийства Пазолини. Но никаких сенсационных открытий приверженцам так скажем официально неофициальной версии  режиссер не дает. Авторы не смакуют ужасающие подробности убийства, но довольно подробно показывают подготовку к нему, характеры убийц, естественно персонажи отчасти выдуманные, «Козни» в хорошем смысле псевдо документальный фильм, прежде всего это  художественная драма. Драма, в которой герой Массимо Раньери трогательный и заботливый сын, живущий вместе со своей пожилой матерью и большой поклонник футбола, нередко сам любящий погонять мяч. Драма, в которой режиссер сравнивает главного героя с образом Христа, а приведшего его на ночной пляж в западню, некоего Пино, сыгравшего в его жизни очень неоднозначную роль, с Иудой. Драма, в которой Паоло Пазолини закрытый и замкнутый, смотрящий на этот мир через глухие солнечные очки, в наглухо застегнутой черной кожаной куртке, но на самом деле искренне и болезненно воспринимает все несовершенства общества, истинно сопереживает обездоленным. И подтверждением его тонкой интуиции и даже дара предвидения служит сцена, в которой беседующий с французским репортером Пазолини вдруг останавливается и долго, молча, куда-то смотрит. У режиссера было видение, вполне привычный эпизод из нашего сегодня: толпа молодых людей, идет не видя друг друга и что впереди, все – кто озабоченно, кто с интересом читаю, печатают, что-то в своих телефонах и гаджетах, у всех наушники, а над ними бесконечные потоки информации. Электронный дождь. Что увидел Пазолини? Будущее информационное общество, которое на ходу поглощает информацию, которое от нее тотально зависимо? Довольно зловеще выглядит это фантастическое видение, как послание из условного прошлого «Козней» в настоящее.

 

Валерия Новокрещенова

 

На фото:  сцена из фильма

Исполнитель роли Пазолини – актер Массимо Раньери и режиссер Давид Гриеко ( фото автора)

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×