>
Московский международный кинофестиваль. Скованные обстоятельствами (о фильме «Столкновение»)

Московский международный кинофестиваль. Скованные обстоятельствами (о фильме «Столкновение»)

ОбЗоркий взгляд

Столкновение» — актуальная остросюжетная драма египетского режиссера Мохамеда Диаба, рассказывающая об уличных столкновениях, начавшихся после свержения египетского президента-исламиста Мухаммада Мурси.

В центре повествования – один из таких дней уличной революции, в который ярые, и казалось, бы непримиримые противники арестованы и заперты в  одном полицейском автозаке. Представители разных социальных слоев, возрастов, различные по политических и религиозным убеждениям, они  будут делить «территорию», в этом клаустрофобном,  душном полицейском фургоне, отстаивать свои идеи, угрожать друг другу и в конечном счете всех их объединит, по-настоящему главное, – желание выжить.

Фильм, показанный в программе «Открытие: кино бурлящего арабского Востока»  — одна из ярчайших иллюстраций сложнейших и кровопролитных процессов, захвативших сегодня ряд стран арабского востока. Но драма Мохамеда Диаба, имея, конкретный исторический фон, конкретных катализаторов событий, приведших к расколу в обществе и чуть ли не спровоцировавшими долгую гражданскую войну, глобально актуальна. Не сегодня-завтра новости пестрят заголовками, сообщающими о конфликтах, манифестациях, столкновениях оппозиции и власти, различных группировок и партий друг с другом и прочими. От отстаивания своих свобод и прав до проявлений ярого недовольства и агрессии, от локальных конфликтов до тех, за которыми наблюдает весь мир.

Основное действие в картине происходит в полицейском фургоне, куда периодически попадают все новые и новые герои, выхваченные кто по делом, кто совершенно случайно из бушующей массы. Режиссер удивительно беспристрастен в своем «Столкновении», такой не защищающий и не обвиняющий ни кого взгляд на события позволяет рассмотреть главное – человека, его внутренние столкновения, способность к компромиссу в самых экстремальных и судьбоносных ситуациях. При всей политизированности темы, драма Диаба – это кино о человеке, о его способности увидеть в другом тоже человека, а не только делить его по уже упоминавшимся критериям. Об умении консолидироваться в трудной ситуации.

У «Столкновения» нет главного героя, в нем важен каждый персонаж. У каждого своя история, и эта история становится понятна зрителю буквально по нескольким штрихам, очень точно проявляющая его характер – достаточно одного поступка, или верного слова в буквально сковавшей их ситуации. Сперва мы вместе с двумя журналистами «Ассошиэйтет Пресс», которых приняли за американских шпионов, погружаемся в замкнутую атмосферу автозака, затем, словно резиновое, его пространство принимает все больше и больше новых героев. Это и 14-летняя девушка Аиша, которую от участия в манифестациях не смог удержать отец и вместе с ней ринулся в гущу событий, и двое друзей, горячие головы, которым захотелось внести свою лепту в происходящее, слоноподобный толстяк, приверженец радикальной партии, с кастрюлей на голове в качестве шлема, который на самом деле окажется добродушнейшим собеседником и горе-комиком, который  постоянно терпит фиаско на бесконечных кастингах в рядовые сериалы. И бездомный, который решил отомстить радикалам за смерть своего единственного друга, такого же бездомного пса, погибшего от их шальной пули, и двое пожилых приятелей интереса ради после работы пошли посмотреть, что происходит на площади. Это и  самая обычная  семья: мама, папа и 13-летний сын, в которой верховодит мама, за их с мужем перепалками довольно смешно наблюдать. И вот уж совсем не понятно, зачем они пошли на баррикады. Но их мама хрупкая на вид, но отчаянная женщина, медсестра, и в этом качестве она не раз себя проявит спасая истекающих кровью, окажется храбрее многих мужчин. Ее мгновенная реакция несколько раз спровоцирует ключевые события в фургоне, не раз повернет ситуацию в мирное русло.

Героям предстоит провести вместе целый день, для кого-то из них он станет последним. За пережитый день перед каждым вихрем проносится жизнь. Им предстоит стать одной командой, чтобы выжить, ведь бронированный фургон не самое безопасное место во время уличных боев: они попадут под каменный дождь разъяренной толпы, обстрел, будут за одно арестовавшими их полицейскими и даже спасут некоторых от пуль замаскированных снайперов.

«Столкновение» невероятно документально и драматургически достоверно. Исторический фон, политическая подоплека дает сюжету мощнейший заряд, а действие, ограниченное всего лишь полицейским фургоном только усиливает эффект головокружительно меняющихся событий. Высоковольтное напряжение внутри него усиливается и благодаря происходящим за его пределами: на бурлящих улицах.

Фильм Мохамеда Диаба подтверждает своим одновременно открытым и в тоже время совсем не двузначным финалом, просто в него не очень хочется верить, (настолько за время просмотра привязываешься к колоритным персонажам), что нелепая случайность может привести к катастрофическим последствиям, потому что большинство героев попали в самый водоворот совершенно нелепо или просто были буквально вырваны из толпы и брошены в фургон.

Но «Столкновение» это не пессимистичный приговор протестам, их заведомой обреченности, он про столкновение вообще: про внутреннее противоборство добра и зла, про борьбу с самим собою,  про обстоятельства,  которые проверяют идеалы на прочность. Про то как скованные ситуацией, непримиримые противники и совершенно незнакомые люди находят некую общность и даже родственность душ. А главная мысль, думаю такова, что никакие амбициозные идеи не стоят человеческой жизни.

 

Валерия Новокрещенова

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×