Баллада о геологах
Одна из ярких российских кинопремьер – это фильм Александра Мельникова «Территория». В 2008 году режиссер уже радовал зрителей «освоением» Новой Земли, и вот спустя три года съемочная группа отправляется покорять плато Путорана (север Среднесибирского плоскогорья) и бухту Провидения (юго-восточный берег Чукотского полуострова), ведь именно здесь происходит действие одноименного романа Олега Куваева. Съемочный процесс проходил в условиях реальной экспедиции: у всех отсутствовала телефонная связь и Интернет, в наличии было только три спутниковых телефона, до ближайшего города – 120 км, а чтобы добраться до него, необходим вертолет. Именно так Мельников пытался воссоздать историю русских геологов, основанную на реальных событиях, произошедших в 50-х годах прошлого века. И это у него блестяще получается!
Однако не спешите отказываться от просмотра киноленты, даже если вам чужда походная романтика или ваша профессия далека от геологии. Этот фильм гораздо большее, чем история о человеке с большой буквы – Илье Николаевиче Чинкове (Константин Лавренко), настоящем профессионале своего дела Владимире Монголове (Егор Бероев), отчаянном мечтателе Сергее Баклакове (Григорий Добрынин) и предпоследнем авантюристе Андрее Гурине (Евгений Цыганов). Все их судьбы объединяет одно – поиск золотого месторождения на Территории. Никто из высшего руководства не верит, что в недрах этих земель есть желанный металл, но Чинков берется за сезон найти золотой прииск. Так удастся ли главным героям победить вопреки всем трудностям?
О чем фильм? Безусловно, о мужестве, «об обреченности на работу», о той силе, которую не сможет измерить ни один прибор – о силе человеческого духа. О тех, чей самоотверженный труд пришелся на тяжелое послевоенное время, когда страна особенно нуждалась в золоте, золотовалютных запасах. Этот фильм о простых людях: их диалоги, одежда, внешний вид – во всем нет ничего фальшивого, все настоящее, и это невозможно не почувствовать. Отдельно хочется сказать про музыкальное сопровождение, в основном это классические мелодии, подобранные на фортепьяно, и звучание природы. Однако порой в повествование органично вплетаются бардовские песни, например «Баллада о детях Большой Медведицы», и лирические стихи, например, «Любить тебя, как будто в прорубь» Кати Яровой, а голос рассказчицы-журналистки за кадром делает истории из фильма похожими на те пугающие, но завораживающие легенды, которые нам рассказывала в детстве бабушка.
Бюджет картины составил более 500 миллионов рублей, однако в фильме вы не найдете ни одного спецэффекта. Но обещаю, вы увидите нечто более потрясающее воображение. Как обычно бывает, в повествование включают описание пейзажей, здесь же все наоборот: пейзаж включает в себя повествование. Да, эпизоды картины, словно бусины, постепенно нанизываются на сюжетную нить на фоне изумительной природы Крайнего Севера. Россия живет просторами, и такую природную мощь невозможно описать словами, потому что она превосходит человеческие возможности. Но можно увековечить в ультравысоком разрешении «4К» (кстати, «Территория» — первый российский фильм, снятый в таком высоком качестве). Вертолетные съемки картины велись с использованием самого маневренного вертолета в мире, что позволило добиться максимального операторского результата.
Фильм заставляет задуматься, и это главное. В первую очередь над тем, во что превращается наша жизнь: «Приобретатели захватывают мир», — говорит самый колоритный персонаж картины Андрей Гурин. И, оглянувшись вокруг, мы понимаем, что нам нечего ему возразить. Хотим ли мы и дальше жить в мире, где люди огорчаются из-за царапины на смартфоне, но не замечают, как разбили сердце родному человеку?
Однозначно, фильм потрясает воображение как юных, так и взрослых зрителей. «Территория» — это словно глоток свежего воздуха среди рутины и городской суеты. И очень хочется верить, что в душе зрителей, которым надоел нервный, бешеный темп современной жизни, фильм пробудит героев баллады о геологах, и они уедут к берегам Северного Ледовитого океана, к манящим пейзажам нашей Родины. Просто потому, что холодный арктический ветер, из-за которого за несколько часов грубеет лицо, – это именно то, чего им так не хватало.