Как я работала монстром
Обычные загородные лагеря — это еще полбеды, но городские — настоящий ужас, если ты работаешь там, а не присутствуешь в качестве ребенка.
Начнем с того, что я искала себе подработку на лето и нашла-таки! В лагере. Городском. Это такой тип лагеря, когда ребенок приходит на целый день, а вечером его забирают, на выходные он едет домой. В общем, что-то вроде детского сада для 8-11-летних сорванцов.
Сказать, что я очень любила детей не могу, но предпочла спиногрызов раздаче флаеров или разносу пиццы.
Начиналось все не так уж и плохо. Школа вожатых, куча тимбилдингов (игр на образование команды и сплочение коллективов), обсуждений повестки дня, раздача яркого и заманивающего реквизита (всякие там мячики, прыгалки, фломастеры, всевозможные деревяшечки, ватманы). Я была переполнена радостным предвкушением начала смены, и даже потраченные деньги на медкнижку (сборник справок, уведомляющих о том, что ты можешь работать с детьми) и обход всех врачей за один день ничуть не испортили позитивного настроя.
А дальше… дальше началась смена. Сказать, что сложно – ничего не сказать. Час за часом ты должен проводить с детьми, устраивать игры, которых у тебя целый список от главного вожатого, ты вкладываешь всю душу, весь креатив, а в ответ тебе: «Я не хочу! Я это делать не буду!». Ты пытаешься образовать команду, а в ответ тебе: «В паре с ним я стоять не буду, он толстый!». И ты сидишь такой, в полном ошеломлении и не знаешь, что делать со всем этим, а всего второй день смены.
Планерка в 10 вечера, спать ложишься где-то к часу, а встаешь в семь, если не раньше. Каждый день тебя обступают со всех сторон, и каждому надо что-то свое: этот коленку разбил, хотя ты запретил ему залезать на камень, этот кашу не доел, но требует печенье, а этому срочно надо налить воды.
Ты только сформировал команду, только все пошло как по маслу, а тут выходные. Дети вырваны из этого мира, и, пробыв два дня дома, возвращаются в лагерь будто опять чужими. И снова тебе срочно надо их сплачивать. Ты говоришь им что-то, а они не слушают, понимают только тогда, когда ты говоришь вкрадчивым голосом: «Вася (да простят меня все Васи), пожалуйста, подойди сюда, все уже собрались». Ты к ним с душой, а они смотрят на тебя и усмехаются.
Если честно, у меня случился срыв. Приходила после рабочего дня и просто ревела. Не могла я понять ни логики, ни психики моих детей. Но мне очень повезло с вожатским коллективом. За две недели они стали для меня не просто коллегами, а семьей. Мне хотелось возвращаться в коттедж вожатых, который арендовала организация на время смен. Поддержка вожатых была действительно незаменима. Каждый из них помогал мне чем мог. В коллективе вожатых вообще царила очень уютная атмосфера. Мы советовали друг другу книги, которые важно прочитать, более опытные вожатые объясняли нам многое насчет детей, выслушивали нас и делали важные замечания. Если бы не они, я не знаю, как бы я нашла в себе силы работать дальше, но, благодаря им, я вставала каждый день с новыми силами, новыми идеями, новой порцией любви.
Я поняла одну очень важную вещь. Вожатый ведет детей, он управляет их возможностями, раскрывает в них потенциал, он маневрирует их настроением, а не наоборот. К концу смены меня дети уже и обнимали, и слушались с первого раза, и даже в игры свои приглашали. Я стала для них тем, кем должен стать вожатый с первых минут. Дети должны видеть в тебе не только старшего брата или сестру, они должны чувствовать в тебе опору и поддержку, они должны знать, что ты готов защитить их от всего.
Они должны были учиться у меня, но я училась у них, и не думаю, что это плохо. Я училась показывать им, как преодолевать страхи. Я училась у них любить животных, не слушать, а слышать музыку.
Мне даровали огромный опыт, Опыт с большой буквы. Я безумно благодарна тем, кто дал мне возможность прожить эти две недели совершенно в другом мире. Я считаю, что каждый так или иначе хоть раз в жизни должен попробовать проделать эту работу. Потому что это не только опыт работы с детьми, это глубже. За это время ты учишься разбираться в людях, учишься самоконтролю, видишь разных людей, изучаешь личность, ты открываешь в себе новые возможности. Например, фотограф из коллектива вожатых, узнав, что я люблю фотографировать, одолжил мне свою запасную камеру и учил меня всяким нюансам в свободное время. Вместе с вожатыми мы делали постановку для детей, устраивали всякие мероприятия. Работая, ты учишься новому и видишь то, что нужно исправить в себе.
Самое приятное, что в конце тебе приходит благодарность. Я никак этого не ожидала, но мне говорили «спасибо» и родители, и даже девочка написала мне большое письмо в соцсети. В общем, я считаю, что это совершенно незаменимый опыт. Поэтому я бы хотела развиваться и работать с детьми дальше. Тем более, что ты наблюдаешь много чуда: они способны на такое, о чем ты и не догадывался.
И да, я полюбила детей.
Фото: Чубаев Степан, Виноградова Наталья, Баулина Екатерина.