>
Уличный художник о стрит-арте, легальности и велосипеде

Уличный художник о стрит-арте, легальности и велосипеде

Юношеская газета

Может быть, кто-то интересовался, зачем искусство выходит из привычных дня нас стен музеев? О чем думает человек, занимающийся стрит-артом? Как рождаются идеи, воплощение которых мы видим на стенах? Все стало понятней после рассказа Вити — человека, который с помощью ярких идей, красок и трафаретов уже долгое время преображает среду в разных городах России.

 

 

 

Наверное, у многих слово «граффити» ассоциируется с чем-то совершенно новым и появившимся недавно, однако, самые ранние граффити появились аж в 30 тысячелетии до н. э. Например, Витя показал фото стены пещеры эпохи палеолита, когда человек впервые оставил свой след руки на стене. В то время все было очень просто — человек взял трубочку, какое-то красящее вещество, положил руку и побрызгал на нее, то есть, использовал свою руку как трафарет, оставил отпечаток. Суть граффити, наверное, как раз близка к этому — оставить свой отпечаток на стене, оставить свой след в виде имени или чего-то большего.

 

 

 

 

Графити — это такая замкнутая культура, которая рассчитана на тех, кто понимает, что там написано. Очень часто буквы запутаны, их сложно прочитать, и человек без опыта вообще не может увидеть, что там написано. А когда человек хочет сказать что-то большее, то он ориентируется на то, чтобы его поняли многие или хотя бы близкие по духу. Это уже близко к стрит-арту.

 

 

 

 

Мое знакомство со стрит-артом происходило, когда я уже начал делать на улице какие-то вещи. То есть, когда начинал делать работы, я еще понятия не имел, что такое стрит-арт и что происходит вокруг.

 

 

 

 

В начале пути, Витю вдохновляли работы других уличных художников, например, Паши 183 и Тимофея Радя. В этих работах он видел что-то созвучное его мироощущению, как предмет или среда могут преобразовываться за счет какого-то вмешательства и обретать новые формы и смыслы.

 

 

 

 

— Я пытался любые вещи преобразовывать. Например, залезли мы на крышу, а там кирпичи, мне захотелось собрать из них какое-нибудь слово. Свобода. Потому что, когда стоишь на крыше, ты ощущаешь свободу, видишь любую точку города. В каком-то кафе делать было нечего, и за полчаса из трубочек собрал небольшую скульптуру. Или на лыжах катался, а там сугроб, похожий на человека, ну я немного вмешался. Еще на Пасху красил яйца не так, как все это делают, а по-своему. Я пытался делать обычное необычным и вносить что-то от себя. Однажды я увидел, что у меня телефон похож на черепашку-ниндзя, ну я его покрасил и ходил так.

 

 

 

 

Первый официальный опыт художника, с которого начался стабильный путь в этом направлении — проект “Исторические RE-марки”. В качестве конкурсанта фестиваля “Экология пространства” он сделал 2 работы, проект разошелся на Москву, Киров, Воронеж и другие города.

 

 

 

 

— Я нашел исторические факты о Перми, места, где эти события происходили, и сделал там работы с почтовыми марками, только большого формата. Пастернак был нарисован возле дома купца Грибушина, описанном в «Докторе Живаго». А Татищев был в том месте, где начинались медеплавильные заводы. Потом в Перми появились космонавты Леонов и Беляев и первая марка Совдепа.

 

 

 

 

Живя в Москве, Витя каждый день проходил мимо замороженной стройки и видел в заградительных лентах текст, будто кто-то непонятно писал в своей тетради.

 

 

 

 

— Мне хотелось эти прописи расшифровать. Я пробовал писать свои тексты, но был недоволен и долго думал, что там сделать. И тут мне в голову пришло стихотворение Маяковского. Большинство людей первую строчку не помнят, но последнюю знают все.

 

 

 

 

Вообще, когда на улице что-то делаю, то по своему опыту знаю, что надо делать сразу. Потом ты не сможешь прийти, снесут забор, перекрасят, ты охладеешь к идее и т.д. Есть большая вероятность, что работу так и не доделаешь. Она может не сработать в половинчатом состоянии и утратить элемент неожиданности. Мы начали работу с конца, хотя план был написать все стихотворение. Потому что если успеем сделать последнюю строчку, то она все равно сработает, а первая — нет. Правильно сделали, за ночь успели только одну строчку. Потом через месяц дописали оставшиеся три.

 

 

 

 

Это была первая заметная работа, сделанная несогласованно, и был вопрос легальности. Для меня, как для человека с юридическим прошлым, этот вопрос стоял четко. Что будет, если охрана вызовет милицию? Я для себя обосновал это, чтобы быть уверенным в своей правоте. Первым делом открыл уголовный кодекс и посмотрел, что такое вандализм. Есть две составляющие: порча имущества в общественном месте или осквернение. В данном случае фактической порчи не было, лента продолжала выполнять свою функцию и в виде текста. Осквернения тем более нет, ибо это классика.

 

 

 

 

Как понять, что твоя работа понравилась людям и заставила их остановиться? Да, можно просто находиться рядом и наблюдать за реакцией, но можно и следить за ней в интернете. Ведь именно в «паутине» всегда можно найти множество фотографий и комментариев.

 

 

 

 

Когда-то я придерживался идеи анонимности. Фото работы появилось в сети помимо моей воли. Это пример того, что стрит-арт работает. Работа оказалась замеченной и вызвала отклик без моего воздействия. Большинство рисунков вы видите в интернете, когда автор сам публикует фотографии. Однако когда работа анонимная, а ее фото оказались в сети, то это значит, что она сработала. Но на трамвайной остановке, которая находится рядом со стройкой, где было сделано стихотворение Маяковского, мы также решили посмотреть реакцию. 7 утра, человек замученный и сонный ждет трамвай, и тут «бах»! Начинает рассматривать, фоткать. Когда видишь, что для людей это имеет значение, это дает стимул. После этой работы не хотелось еще трое суток спать. Хотелось делать и делать.

 

 

 

 

Какой самый удобный транспорт для того, чтобы устроить себе экскурсию по арт-объектам города? Ну конечно, это велосипед.

 

 

 

 

Велик -это офигенный ресурс для стрит-арта, потому что ты имеешь контакт с городом. На автобусе или машине ты огражден и не имеешь доступ во все закоулки. А тут ты можешь в любое место заехать и остановиться. Как велосипедист, я сделал такую работу. Мне всегда было странно, что дорожка внезапно прерывается и все. Работа называется «Осторожно! Пешеход». Она и велосипедистам, и пешеходам, чтобы были внимательны.

 

 

 

 

Очень сильная вещь для стрит-арта — это то, что контакт может происходить заочно. Все могут общаться со всеми. Город — это общее место, где все находятся, все перемещаются и видят, что происходит, любой может вмешаться. Какой-то человек шел с маркером и написал. Мне это очень нравится, это пример того, как любой человек может вмешиваться в пространство, в заочный диалог с другими людьми. У меня это было так: в Москве была надпись и мне она очень не нравилась, слишком пессимистичная. Я решил вмешаться. «Умирай» превратилось в «не умирай». Однако через несколько дней появилось продолжение, а потом и еще одно. Непонятно даже сколько человек в этом участвовало. Это пример того, как стена может стать посредником между людьми.

 

 

 

 

Сейчас существует такая проблема, как теги. Любой, имеющий при себе маркер или баллончик, может оставить на стене свое имя или любую другую надпись. Как считает Витя, доказывая это на собственном примере, если хотите, чтобы стена была чистая, следите за ней самостоятельно.

 

 

 

 

Я, например, дверь своего подъезда закрашиваю. Я этот маленький участок присвоил. Чистая стена — это стена, которая кому-то принадлежит, потому что за ней кто-то следит и красит. Если за ней не следить, то надписи будут точно. На моей двери было много надписей, и меня это достало. Просто взял баллончик и закрасил. Через неделю появляется новый тег — сразу же закрашиваю, через месяц — тег. Я опять закрашиваю. Теперь надписи не появляются.

 

 

 

 

Задумываться, что от масштаба работы зависит масштаб ответственности я стал, когда мне довелось сделать большой фасад в Тольятти. Я на себе это почувствовал очень хорошо. Когда я стал рисовать Татищева, была поздняя осень, все голое, спальный район, и все дома стоят, как тетрис, и все одинаковые, и людям не хватает красок и разнообразия, узнаваемости. Они подходили и просили меня нарисовать что-нибудь цветное. «Ну у нас окна на против, и мы будем смотреть на черно-белую картинку?». Смысл в том, что при прямом контакте с жителями, я понял, что у них нет выбора, и им придется видеть этот арт каждый день. Поэтому, когда делаешь большую работу, надо думать уместна ли она. Потом, через полгода мне прислали, что теперь все выглядит круто, но в ноябрьской среде для некоторых горожан работа смотрелась тяжело. Когда делаешь гигантскую работу ощущения колоссальные. когда думаешь «неужели это я все сделал?»

 

 

 

 

Да, можно воспринимать стрит-арт как игру, которая не несет глубокого смысла, но некоторые работы созданы, чтобы человек задумался о проблемах, что нужно что-то менять, а не отворачиваться.

 

 

 

 

Я считаю, что человека иногда нужно заставлять смотреть. И стрит-арт может это сделать лучше всего.

Фотогалерея

Комментарии (1)
Кужина Полина
13 августа

Очень интересная статья!

Вход Регистрация
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×