ГАДЖИ ШАМОВ: «РАЗБУДИТЕ В СЕБЕ ГЕНИЯ»
Гаджи Шамов – семейный и детский врач-психолог и просто приятный человек. Недавно мне удалось взять у него интервью. Говорили мы долго и на разные темы. Всем этим хочу поделиться и с вами.
– Здравствуйте, Гаджи Абдулкадырович, меня зовут Нина, я юнкор детско-юношеской газеты «Орлёнок-Дагестан» и хотела бы взять у вас интервью. Как вы на это смотрите?
– Ну, как я могу на это смотреть? Сестра у меня Нина, жена у меня Нина – я на это смотрю только хорошо: через розовые очки с фиолетовым покрытием (улыбается).
– Кем вы мечтали быть в детстве?
– Наверное, весёлым, жизнерадостным человеком. Мечтал находиться в хорошем коллективе. А когда был в театре, думал, что мне подойдёт работа актёра.
– Скажите, что вы заканчивали?
– Я окончил Дагестанскую Государственную медицинскую академию по специальности семейный врач, а также я получил дополнительное образование по специальности психолог-педагог.
– Как вы пришли к тому, чтобы заниматься психологией?
– Меня всегда привлекала эта наука: всякого рода задачки и то, как на них реагируют люди, как по-разному рассуждают. На 5-м или 6-м курсе, не помню, попал на занятие психологического кружка и там стал понимать, что есть такая наука, как психология, и что в ней много интересного: как преодолеть застенчивость, как стать прекрасным оратором – масса всего. В итоге психология меня затянула, я стал регулярно посещать кружок, где у нас были уроки актёрского мастерства, мы ставили всякие семейные сценки. Так я понял, что это моя сфера. И уже пятнадцать лет работаю психологом.
– Как вы думаете, почему люди обращаются к психологам?
– Во-первых, ими движет желание разобраться в себе, в своих проблемах. Психолог — специалист, который имеет большой опыт общения с разными людьми. У него обширная практика, а, значит, он подскажет, как правильнее поступить в той или иной ситуации. Вторая причина – люди обращаются к психологу, чтобы тот им помог снять стресс, перенапряжение. Третья причина – научиться каким-то качествам: решительности, вниманию, вырабатыванию в себе силы воли и т.д.
– С кем сложнее работать, со взрослыми или с детьми?
– Наверное, со взрослыми, потому что они себе на уме: часто думают, что они самые умные, и приходят к психологам не для того, чтобы решить проблему, а для того, чтобы пожаловаться. А с детьми проще, потому что дети более дружелюбные, максимально открытые, искренние, они моментально начинают тебе доверять. С возрастом человек становится манипулятором, и искренность куда-то уходит… Именно поэтому со взрослыми сложнее. Иногда ко мне приходят со словами: «поскольку кто-то рекомендовал», «на всякий случай», чтобы потом всем говорить, мол, даже психолог мне не помог, настолько «глубокая» проблема. Поэтому из всех приходящих на консультацию процент людей, которые реально меняются, не слишком велик; другие довольны, хвалят психолога, но меняться не собираются.
– Помните ли вы своего первого пациента?
– Это важный вопрос в смысле того, что у психологов не бывает пациентов, у психологов бывают клиенты. Первыми моими «пациентами» были все, кто меня окружали: тёти, дяди, братья, сестра. То есть, всё начиналось так, «втихаря».
– Каким вы видите своё будущее через несколько лет?
– Ну, наверно, сплочённый, разносторонний коллектив с высоким уровнем современной подготовки, который работает в одном чётком, широком, интересном направлении. В общем, это центр, в котором идёт командная работа и который держит марку.
– Писали ли вы когда-нибудь книги по психологии, собираетесь ли?
– Много лет назад я вёл дневник, в котором писал про жизнь, о разных интересных историях, вписывал детские размышления. Всего у меня было десять таких дневников-тетрадей. Потом я их забросил. Прошло много лет, периодически я выписываю оттуда какие-то мысли, но книгой это не назовёшь. Книгу, конечно, хочу написать, но пока приходится откладывать, потому что много работы. Тем не менее знаю, что напишу.
– С какими вопросами к вам чаще всего обращаются дети? Может, у них какие-то проблемы в общении со сверстниками?
– Дети, к сожалению, сами не обращаются. За них это делают родители, поскольку уровень социальной достаточности, самостоятельности в Дагестане не высокий, дети ведут себя пассивно. Ну, а с чем они обращаются? Часто это задержка психо-речевого развития, если это маленький ребёнок – то снижение памяти, успеваемости, нежелание учиться, низкая воля, мотивация к учёбе, пагубные привычки, фанатизм, агрессия.
– За столько лет вашей работы бывали ли такие люди, о которых вам хочется рассказать?
– Бывают иногда люди настолько интересные, что хочется у них даже учиться, несмотря на то, что они обратились к тебе.
– Как ваши дети относятся к вашей работе? Помогаете ли вы им решать какие-то жизненные ситуации?
– Сыну моему девять лет, он вначале относился к психологии непонятно. Он знал, что у папы много всяких игрушек (в работе с детьми мы покупаем разные методички) и играл с ними, а вот чем конкретно папа занимается и кто такой психолог – не понимал. Сын мой видел себя в какой-то другой профессии, он хотел быть экономистом, юристом. А последнее время он мне стал говорить: «Папа, мне нравится твоя профессия, я тоже хочу быть психологом: ничего не делаешь, хорошая работа». На что я ему ответил: если ты не понимаешь какой-то термин, который попадается в учебниках, — смотри в интернете, повышай свой уровень.
– Гаджи Абдулкадырович, у вас есть советы и пожелания нашим читателям?
– Развивайтесь всесторонне, улыбайтесь, радуйтесь жизни, не упускайте шансов, будьте благодарны за всё хорошее, что с вами происходит. Надо всё время работать над собой, пробовать себя в разных «ролях», чтобы найти свою, главную. Говорят, что в каждом человеке спит гений. Разбудите этого гения.