>
«Люди думают, что если не обращать внимание на политику, то и она не обратит на тебя внимания. Точно так же, как и страус в песке». Интервью с Александром Черных

«Люди думают, что если не обращать внимание на политику, то и она не обратит на тебя внимания. Точно так же, как и страус в песке». Интервью с Александром Черных

Длинные истории

Одним из гостей «Международного юношеского медиафорума «Артек» стал корреспондент газеты «Коммерсантъ» Александр Черных. Мы поговорили с Александром на темы, которые волнуют людей здесь: журналистика, политика и юнкорство.

О журналистике

– Кому и когда нужна журналистика?

Журналистика нужна всем, но прежде всего обществу. Потому что каждый человек в своей жизни принимает решения, руководствуясь той информацией, которая у него есть. И журналистика предоставляет информацию всему обществу и конкретному человеку. Если человеку предоставляют неправильную, неполную, неточную информацию, то и решения он принимает неправильные, неполные и неточные. Поэтому задача журналиста представить максимально подробную и максимально точную информацию. К сожалению, сейчас запроса на эту информацию нет. Потому что у нас есть проблема, существующая не один год, даже не один век. Наше общество довольно сильно обижается, если ему говорят о каких-то проблемах. И предпочитает их игнорировать, как страус, засунувший голову в песок. Тем не менее, обществу нужно знать о проблемах, потому что проблемы никуда не денутся, а будут накапливаться. Журналистика нужна, чтобы общество могло понимать, где оно находится, чтобы каждый человек мог понимать, что ему делать и как.

– Сейчас очень многие хотят уйти в культурную или какую-нибудь другую журналистику лишь бы не заниматься политикой, считают её грязным делом, думают, что это недостойно и ничего всё равно не изменить. Что таким людям сказать?

– Если говорим именно о журналистике, то понятное дело, что уйти в культуру может быть выбором. Но надо понимать, что в таком случае у тебя должен быть скорее диплом культуролога, а не журналиста. И во всех редакциях, у людей, которые работают в отделах культуры, не стоял вопрос, куда пойти. Они ещё с детства заточены. У тебя должен быть культурный бэкграунд. Кто-то очень любит балет, кто-то музыку, книги. Это скорее не журналистика, а художественная критика.

Что касается «можно уйти в культуру и не думать о политике», то это эскапизм.

Люди думают, что если не обращать внимание на политику, то и она не обратит на тебя внимания. Точно так же, как и страус в песке.

Сейчас мы очень чётко видим, как государство – политические структуры – отлично вмешиваются в культуру. Выставки закрываются, как недостаточно патриотичные, нападают на художников, громят выставки, потому что они антиправославные. Или пермский проект. Как только он начал развиваться активно, его точно так же придушили. Культура – это не просто картины на стене, фильмы. Культура на самом деле задаёт ещё больше вопросов обществу, чем журналистика, просто они сформулированы не так явно, и не все их понимают. С культурой, в условиях авторитарного режима, проблем будет ещё больше, чем с политикой. Всегда. Люди, которые хотят уйти писать про музыку и не писать про политику не думают о том, что и в музыку придут, и на выставку придут. И будут говорить: «Об этом писать можно, а об этом нельзя», как у нас сейчас все наезжают на Земфиру, якобы за недостаточный патриотизм. В этой сфере проблем будет ещё больше. Не удастся сбежать, и не надо сбегать.

photo-58123120_383393050

– Вы часто общаетесь с коллегами из провластных СМИ?

– В журналистике есть дружба. Коллеги из хороших изданий тебе всегда помогут. Случится беда – всегда деньги соберут. Помогут контактами, чем-то ещё. Во всех случаях это интересные люди. И так получилось, что все эти добрые, интересные, отзывчивые люди не в провластных изданиях работают. Они работают где-то, где им важно самореализоваться, не переступить через свою совесть. Хотя на каких-то мероприятиях я могу перекинуться парой слов с людьми из не самых хороших изданий. Кроме Lifenews. С ними вообще зашкварно общаться. Я не часто общаюсь с людьми, которые занимаются подделкой под журналистику. Если заниматься нормальной журналистской работой, то круг твоего общения будет гораздо более приятным и интересным, чем если ты будешь заниматься пропагандой. Умные и интересные люди пропагандой не занимаются. Я хорошо представляю себе рынок, и могу сказать, что в «Известиях» огромная текучка. Приходит молодой человек, из него выжмут все соки, заплатят копейки, и он уйдёт. И всегда найдется кто-то ещё. Рынок перенасыщен.

– Люди из условного Lifenews верят в то, что они занимаются настоящей журналистикой?

– Это лучше спросить у них. Мне кажется, что те, кто не уходят с Lifenews через какое-то там время, они вполне могут заставить себя верить, что они работают так, как надо. Когда всё плохо, твой мозг заставляет тебя поверить, что на самом всё прекрасно, так и должно быть. А если учесть, что с ними ещё и мало кто общается из тех, кто занимается настоящей журналистикой, то они даже не знают, как может быть на самом деле. Но это не касается, конечно, каких-то руководителей. Я знаю точно, что человек, который несколько лет работал зам. главного редактора Lifenews, скопил достаточно денег и переехал на постоянное место жительство в Германию. При этом Lifenews промывает нам мозги на тему того, как там, в Германии, плохо и как хорошо у нас, как надо быть патриотом. Ну и вот человек, который отвечает за это переехал в Германию.

О политике

– Не кажется ли вам, что либеральная оппозиция обслуживает интересы одной небольшой «тусовочки»?

– Во-первых, тут очень сложно говорить про либеральную оппозицию, потому что у нас в политике очень сильно размыты идеологические границы. Про обслуживают «тусовочку». Я могу понимать, что людей напрягает, когда во власти одни и те же лица и в оппозиции одни и те же лица, но тогда людям надо напрягаться, что в правящих кругах одни и те же люди ещё со времен СССР. Вот «несистемная» оппозиция, хотя мне этот термин не нравится, опирается на значительную группу населения, которая недовольна тем, что происходит в стране, но которая ещё недостаточно созрела, чтобы самостоятельно что-то делать, самостоятельно выдвигать новых лидеров. Поэтому «воз» необходимо тащить тем людям, которые тащат его уже много лет. Но это скорее не их проблема, а той части общества, которая вроде бы разделяет эти идеи, но недостаточно готова, чтобы самостоятельно прийти в политику. Я бы не стал называть тусовочку «тусовочкой». Это просто люди, которые делают своё дело, потому что других людей нет.

О медиафоруме и юнкорах

– Что можете сказать о медиафоруме?

– Я вам честно скажу, я ничего не видел. Вчера я пообщался с ребятами, а потом весь день удалённо работал для газеты. Поменьше приглашать начальников и побольше работающих журналистов – людей, которые работают в поле, практикуют журналистику каждый день. А так, мне кажется для вас тут главное – это общение друг с другом. Эту задачу форум выполнил.

– Какие основные черты есть у текстов юных журналистов?

– Я не видел, честно. Но надо понимать, что мастерство приходит с опытом и не нужно переживать, что получаются не самые лучшие тексты. Когда ты будет работать несколько лет, то сам не заметишь, как всё изменится. Поэтому советую, как можно больше читать и слушать передачи коллег. Чем больше читаешь СМИ, тем больше ты журналист. Я очень советую ребятам читать «Коммерсантъ», «Медузу», «Слон», «Такие дела», «Новую газету» – качественные издания. У нас всех очень разный язык, но главное – это критическое мышление, попытка докопаться до правды. Она у всех нас есть. Когда будешь всё это читать-смотреть, то уже сам поймёшь в каком стиле ты хочешь писать. Вам сейчас главное – насыщаться информацией.

Поменьше приглашать начальников и побольше работающих журналистов

– Как вы относитесь к тому, что многие юнкоры осознают, что им придётся работать в пропагандистских СМИ и считают «ну а как иначе»?

– «Ну а как иначе» – это вопрос, который задавался людьми во все времена. История показывает, что на самом деле на этот вопрос всегда есть как минимум два ответа. Очень редко, кто делает такой выбор с приставленным к голове пистолетом. Если ребята понимают, что они вынуждены работать с какими-то недостойными вещами, которые им самим кажутся неправильными, то лучше этого не делать, выбрать другую профессию. Заняться чем-нибудь другим, а не тем, что ты считаешь неправильным. Это не принесёт тебе ни радости, ни счастья. Я бы хотел ещё добавить, что журналистика – это не та профессия, которая принесёт много денег. Мы работаем не ради денег. Мы пишем, потому что нам нравится эта работа. Если тебе не нравится журналистика, да и платят тебе ещё мало (а на пропаганде платят точно также, как и в обычных медиа, или даже хуже), то работать нет никакого смысла. Ребятам надо понимать, что всегда есть варианты. Открываются небольшие СМИ. Например, портал «Такие дела». Вполне себе приличный и может платить. Есть журналистика, не связанная с политикой. Я бы сказал ребятам, что надо серьёзно подумать над тем, не потеряют ли они какое-то самоуважение. Им нужно отдавать себе отчёт в том, что они будут заниматься не журналистикой, а чем-то другим.

– Вы упомянули на творческой встрече, что на открытии «медиафорума» были враги журналистики. Кто это?

– Я не уверен, были ли эти люди на открытии, но я смотрел список приглашённых гостей. Скажем так, есть человек по фамилии Волин (NP). Для думающих российских журналистов он как красная тряпка для быка. Он, когда выступает перед студентами журфаков, регулярно говорит, что задача журналиста – обслуживать хозяина издания. Что надо знать – тебе покажут, как надо писать, и по-другому не бывает. Что не нужно писать то, что может нанести ущерб власти. Я думаю, он может быть свято уверен, что так и должно быть, потому что он не работал с нормальными журналистами. Живёт в своём пузыре и думает, что в мире всё так, как он описывает. Такая риторика, обращённая к молодёжи – вы будете писать так, как вам скажут – вредна. В журналистике всё происходит совсем по-другому. Не знаю, приехал ли Волин сюда, но он был заявлен как гость.

– Нашли ли вы здесь темы для статей?

– Я нашёл здесь темы для размышлений, это важнее, мне кажется.

– Какие же размышления?

– Что будет с журналистикой, когда вы все вырастите и придёте работать, то есть ещё немного времени должно пройти. Мне кажется, что, в принципе, есть ещё надежда на что-то хорошее.

Метки: , , ,

Комментарии (1)
Гудкевич Елена
09 октября

СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Вход Регистрация
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×