Как стакан воды изменил государство
Мир большой политики, где от лишнего слова могут разрушиться десятилетиями создаваемые союзы, а от неловкого жеста – начаться война… Нет ничего сложнее и запутаннее, чем эта сфера человеческих отношений. Думаю, каждый хоть на несколько часов, но хотел бы окунуться в столь интересную игру. Сделать это совсем не сложно в МХТ имени А. П. Чехова, где идет всем известный «Стакан воды» Эжена Скриба (реж. Юрий Кравец).
Сюжет мелодрамы Скриба, написанной в 1840 году, можно уместить в одном-единственном предложении: это история о том, как стакан воды изменил государство. Но за этими девятью словами скрывается сложная политическая интрига между двумя противостоящими группировками: партии Мальборо и партии оппозиции во главе с виконтом Болингброком.
Борьба за власть оборачивается борьбой за любовь караульного офицера Артура Мешема, в которую оказывается вплетена королева Анна и герцогиня Мальборо. Болингброк, ловко играя одним из самых загадочных чувств женщины – чувством любви, «загоняет» герцогиню Мальборо в ловушку. Некогда влиятельная женщина отказывается от титула статс-дамы, и вся полнота власти переходит к виконту. Но королеве, также симпатизирующей Мешему, уход «соперницы» совсем не приносит счастья: не понимая происходящей игры, Анна сама разрешает офицеру жениться на его возлюбленной Абигайль.
В спектакле задействовано всего шесть актеров, но каждый из них широко известен по своим ролям в кино и театре: Станислав Дужников (виконт Болингброк), Кристина Бабушкина (герцогиня Мальборо), Ульяна Кравец (королева Анна), Артём Волобуев (Артур Мешем), Мария Сокольская (Абигайль), Иван Дергачёв (Томпсон).
Говоря о режиссерской работе, нельзя не отметить решение одной из сцен. Вечерний прием у королевы был снят отдельно небольшим фильмом, который затем и показали в спектакле. Такой подход позволил режиссеру передать атмосферу светского общества, его «блеск и треск», что, конечно, было бы весьма сложно (в техническом плане) показать на сцене.
Мелодрама «Стакан воды» — классика, остающаяся актуальной спустя столетия, ведь за каждой сценой видишь те же характеры, те же пороки и добродетели, которые существуют и в сегодняшнем обществе.
Фото Екатерины Цветковой