>
#ЮНСЛОВО | «О судьбах классической литературы» словами учителей и учеников

#ЮНСЛОВО | «О судьбах классической литературы» словами учителей и учеников

Длинные истории

Существующий сегодня канон классической литературы и методика его изучения, принимаемая в общеобразовательных школах, являются РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ силой как для самой классической литературы, так и для нравственных основ существования ученика и учителя, для развития культуры чтения, для межкультурного диалога и, самое главное, для той-самой передачи культурного кода.

 

 

Елена Ивановна Казакова

 

 

 

Конец ноября. Санкт-Петербург. Ветер бросает в лицо мелкий дождь. Небо серое, как старая неверно отснятая пленка. Кажется, сама природа говорит: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Но кто шагает по Невскому бульвару и громко читает стихотворения? Кто осмелился идти против погоды? Педагоги и юные литераторы спешат на Международную научно-практическую конференцию «ПЕДАГОГИКА ТЕКСТА». Мероприятие уже десятый раз проходит в рамках VII Санкт-Петербургский международного культурного форума. Цель конференции: «обрисовать роль классических произведений в школьном образовании; выявить место классической литературы в поле читательских ориентаций педагогов и школьников; обозначить педагогические и методические проблемы и их решения в преподавании классической литературы в рамках и за рамками школьного курса».

 

 

На сцену выходит ведущая конференции, Татьяна Гелиевна Галактионова. Она объявляет первый эпизод встречи: академический баттл «О судьбах классической литературы». Литератор слева —Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, она выступает со следующими тезисами:

 

 

«Я твердо убеждена, что учитель должен иметь право выбирать произведения классического канона. Я точно хочу понимать, что современные уроки — не уроки обсуждения прочитанного. Это уроки приглашения к чтению классических произведений, тогда есть некоторая надежда, что в здравом, взрослом возрасте кто-то эти произведения прочтет и, может быть, откроет для себя этот уникальный мир. Я точно понимаю, что на уроке надо не трактовать в стиле современных учебников, а учить думать. Я точно понимаю, что на уроке надо много учить писать. Потому что текст живет только тогда, когда он порождает текст. Только прочитанный глазами текст не прочитан. И при этом срочно создавать студии для детей и взрослых по реабилитации классической литературы, без которой и вне которой нам не суждено ни понять себя, ни быть счастливыми».

 

 

Елена Ивановна рассуждает об иллюзии чтения и понимания литературы: «…Ученик и учитель только делают вид, что осознают проблему произведения». Ее оппонент — Валентин Вадимович Головин, доктор филологических наук. Он же, напротив, утверждает: «Наличие у современных школьников вопросов, свидетельствует о высоком понимании классической литературы». Однако и сам признает, что список для чтения и школьная программа по литературе нуждаются в переосмыслении:

 

 

«Список для чтения — самый лучший опыт, чтобы нашу текстоцентричную российскую культуру медленно разрушать. <…> Давайте толковать текст. Давайте займемся академической наукой со школьниками, и тогда, на мой взгляд, это один из немногих ходов, когда будет прогресс».

 

 

Все же «О судьбах классической литературы» не совсем противостояние. Скорее мозговой штурм на тему образования. Это горячий спор о роли и преподавании классической литературы в школе. Однако в процессе этого спора выявляются новые методы подачи классики в школе. Именно здесь звучат разговоры о недостатках школьной программы и списка для чтения.

 

 

Сразу после баттла к слушателям выходит российская писательница, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», Гузель Яхина. Мария Черняк, доктор филологических наук, прямо на сцене берет интервью у современного автора.

 

 

«Быть классиком — значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О, Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы».

 

 

 

Звучат строки из Кушнера. Это девиз сегодняшней беседы и конференции в принципе. Гузель Шамилевна отвечает на вопросы не только о своих произведениях, но и о педагогике текста. Она видит проблемы преподавания глазами значимой фигуры в современной литературе.

 

 

 

Запах кофе и чая. Небольшой фуршет. Отовсюду слышны разговоры о литературе. Это кофебрейк у литераторов. Сейчас это даже не выступление на сцене, а живое общение между взрослыми и детьми. Элементарный обмен опытом и мнениями. Именно здесь мы можем поговорить с участниками конференции:

 

 

 

— Как вы считаете, какие недостатки и преимущества есть у современной литературной школьной программы?

 

 

 

— Я в принципе согласна с тем, что сегодня проговаривали на конференции. Проблемы школьной программы по литературе это и безальтервнативность списка для чтения, и формальность преподавания, и, самое главное, соотношение объема произведений, которые нужно пройти, с выделенным на это количеством часов. На «Мертвые души» у нас по плану 4 урока. Ну это просто смешно, — возмущается участница конференции из Тулы, десятиклассница Ангелина Колоскова.

 

 

На мой вопрос «А как сами дети могут повлиять на преподавание классики?» Ангелина без раздумий отвечает: «Сегодня абсолютно любой подросток может что-то да сделать. Мне это интересно, поэтому я здесь, на этой конференции. Помимо этого, сейчас просто огромное количество возможностей: ты можешь посетить литературное мероприятие в своем городе или поехать на программу «Литературное творчество» в ОЦ «Сириус», а потом поделиться опытом с одноклассниками; можешь подготовить мастер-класс и предложить своему учителю провести урок. У нас в школе ученики неоднократно сами готовили постановки по знаменитым произведениям. Хотя, конечно, это все зависит от педагога и от его желания вступать с учениками в диалог».

 

 

 

— Как преподавать классическую литературу детям? Как говорить с ребенком о классике?

 

 

 

— Самый действенный и самый классный способ — разговаривать о том, что тебе нравится: делиться теми книгами, которые тебе интересны, рассказывать про них, показывать и спрашивать, — говорит нам лауреат Приза «Размышления о Маленьком Принце», руководитель молодежной секции, Валентина Браташ.

 

 

— Преподавать лучше всего игрой. Некоторые произведения завязаны непосредственно на ней. Можно проводить игры на свежем воздухе или даже в кабинете литературы, — добавляет ученик одной из Омских школ, Глеб Кулагин.

 

 

 

— Преподавание классики сегодня в большинстве школ — натаскивание на подбор аргументов к итоговому сочинению. В свою очередь сочинения превратились в отписку на тему морали. Правильно ли разбивать классику только на морально-этические проблемы? Допустим ли такой подход к литературе?

 

 

 

— Конечно, это абсолютно глупо. Классика, она про все: про жизнь, про нас, про мысли и чувства. Страшно, когда литература сводится к тому, что мы просто вычленяем главную мысль и на этом заканчиваем свое изучение, — немедля отвечает на мой вопрос Валентина Сергеевна.

 

 

 

— Если у ребенка есть вопросы хорошо это или плохо: пытается ли он понять классику или, наоборот, невнимательно читает произведения?

 

 

 

— Если у ребенка есть вопросы, то прежде всего он интересуется, лезет дальше. Учитель должен это понимать, чтобы помочь ученику найти ответы, докопаться до истины. Преподаватель должен поощрять любые вопросы, только тогда получится выстроить диалог, — допивая вторую чашку кофе (очевидно, устал), говорит Глеб.

 

 

 

— Есть замечательная цитата: «Ребенок в тебе умирает, когда не хочется задавать вопросы». Вопросы это лучшее, что может быть, пусть даже самые глупые. У нас в какой-то момент появляется страх задавать их. И этот страх надо в себе пресекать. Много красивых идей рождается именно благодаря вопросам, — добавляет Валентина; собирает вещи и бежит в актовый зал, там ее ждет основная часть программы: работа секций. Наверное, и нам пора.

 

 

 

В этому году работа секций разделена на 6 направлений. Участники могут посетить одно из них. Название каждой секции соответствует актуальному вопросу педагогики текста:

 

 

 

• Язык классики и язык современной литературы: существуют ли методические особенности подходов к изучению?
• Годится ли опыт чтения классики для понимания сегодняшнего дня и себя самого?
• Снимает или обостряет культурный конфликт поколений изучение классики в школе?
• Под каким знаком классические тексты прорастают в современном культурном поле: преемственности или конкуренции?
• В какой степени содержание классической литературы соотносится с целями современного образования?
• Как молодежная культура может способствовать чтению и пониманию классики?

 

 

 

Особенность десятой конференции — наличие шестой, молодежной секции. Сегодня в стенах Герценовского университета наравне со взрослыми, опытными преподавателями, профессорами ВУЗов со своими мастер-классами выступают и школьники. Это инициативные подростки, выпускники ОЦ «Сириуса» и победители конкурса «Школа Волонтеров Чтения». Эти дети неравнодушны к литературе и хотят стать ее частью. Поэтому их проекты попали в ежегодный сборник молодежных инициатив «100 проектов про чтение», презентация, которого состоится на закрытии конференции. Мы спросили у редактора сборника, Риммы Вадимовны Раппопорт, о ее любимых проектах:

 

 

 

«Проект, который лично я очень полюбила, — это «Шуфлядка» (автор: Анастасия Аликимович, г. Москва). Люди оформляют подписку, и автор проекта присылает им короткие рассказы, подобранные в соответствии с предварительно заполненными анкетами. Настя модерирует читательскую жизнь людей. Сейчас выходит, что у всех нет времени, чтобы читать много и регулярно. Но благодаря «Шуфлядке» постоянно получаешь какое-то короткое, качественное чтение. В этом отношении автор проета становится своеобразным тьютором.

 

 

 

Еще один интересный проект — «Кот Бродского» (авторы:  Ольга Аристова, Алексей Михайленко, Мария Русскова, г. Владивосток). Они делают стенд-апы про чтение, монетизируют их. И это востребованный формат: они действительно собирают много людей. И в этом отношении мне «Код Бродского» безумно импонирует. Во-первых, у ребят это лихо и здорово получается. Во-вторых, я за инициативы про чтение, которые при этом удачно стали бизнес-проектами. Потому что, когда за литературу платят, это показатель того, что чтение востребовано, его готовы покупать.

 

 

Из «Школы Волонтеров Чтения» я обожаю проект, который представлен сегодня на молодежной секции: «Ах, носорог, к нам бежит носорог, или туда и обратно». Это абсурдный, даже абсурдистский проект. Просто удивительно, когда вдруг в Нижнем Тагиле мама и дочка решают реализовывать в школе какой-то проект, связанный с творчеством Эжена Ионеско. Меньше всего ты ждешь такую инициативу увидеть в школе.

 

 

 

Безусловно важно отметить проект «про книжки емко и со вкусом» (автор: Иван Цапюк, г. Москва), который сегодня неоднократно с удовольствием упоминали даже профессора ВУЗов. Контент группы полезный и смешной одновременно, поэтому он заинтересовал так много читателей (на момент написания статьи в группе проекта 4500 участников). Использую это в работе с детьми, по одному из стишку даже делала проверочную. Это здорово!».

 

 

 

В конце организаторы конференции поблагодарили всех участников. А финальной нотой мероприятия стал гимн Международной научно-практической конференции «ПЕДАГОГИКА ТЕКСТА», композиция В.В. Высоцкого.

 

 

А что для вас классика?

 

 

Корреспондент и редактор: Татьяна Ковтун

Автор проекта: Владимир Билык

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×