Гамлет под забором?!
На сцене — Гамлет в разноцветных носках разной длины, в коротких шортах, в трёх разных футболках и с кастрюлей, раскрашенной под Хохлому, на голове. Именно таким герой Шекспира предстал передо мной и другими зрителями в Александринском театре Санкт-Петербурга в постановке Валерия Фокина. Осовременивание классики стало уж слишком частым явлением в наших театрах.
Сейчас уже немодно ходить в театр на «скучную» классическую постановку. Театралы хотят чего-то нового и поэтому многие режиссёры пытаются осовременить, по-новому увидеть старые, уже изжившие себя, по мнению зрителя, пьесы. У кого-то это получается, а кто-то просто портит бессмертные шедевры. Сегодня в обществе остро встал вопрос о том, хорошо это или плохо — менять на свой лад великие творения гениев прошлого, правильно ли это с точки зрения морали.
Короля охраняет… СОБР!
Итак, вернёмся вновь к «Гамлету» в постановке Валерия Фокина. Всё, что я увидел на сцене, поражало воображение и жгло глаза. Например, четыре величественные немецкие овчарки, грациозно шагавшие по декорациям под руководством сотрудников СОБРа (Специальный отряд быстрого реагирования, они начинали и заканчивали этот спектакль).
Около 70% сценического действия проходило на огромной металлической конструкции. Она представляла собой бесконечную разветвлённую лестницу, устремлённую в небеса. Ещё 20% — за этой лестницей и, на мой взгляд, это было не самым лучшим режиссёрским решением. Ведь из-за этого многие вещи приходилось додумывать и вспоминать само произведение Шекспира, хотя на это времени не оставалось совсем. Последние 10% спектакля проходили у самого края сцены — впритык к зрителям.
Но вернёмся к осовремениванию, а если конкретнее — к одежде некоторых персонажей, помимо ранее описанного мною Гамлета. Одеяние слуг Гамлета напоминало собой костюм агента Кей из фильма «Люди в чёрном». А Гарацио (к слову, просидевший весь спектакль в зале, не сказав ни слова) был одет, как альпинист. Могильщики выглядели, как бомжи. Остальные же были одеты более традиционно.
Офелия с ирокезом?
А вот Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской показал интереснейший спектакль под названием «ГАМЛЕТ QUEST» — это воистину самый осовремененный спектакль. Из-за этого Гамлет в нём стал чуть ли не единственным Гамлетом, которого освистало пол-Петербурга. Денис Пьянов (Гамлет) в постановке Романа Смирнова окунулся в чистейшее безумие с головой. Он пел рок-песни Фёдора Чистякова под живую музыку, но и это не было самым странным. Более удивительным и чудаковатым было раздвоение личности Клавдия. Его играли два актёра одновременно: блистательный и импозантный Иван Васильев и Владимир Крылов. Они вместе боялись, страдали, боролись и любили.
Следующим элементом осовременивания вновь стали наряды: Горацио, Ларет и Офелия были одеты в стиле панк-рок. На Горацио надели зелёный котелок и чёрно-зелёную длинную юбку, а на утончённую в оригинале Офелию — тяжёлые сапоги с шипами, длинную кожаную юбку и шипастую кожаную жилетку. Из её волос сделали очень высокий и на редкость крепкий ирокез. Удивила зрителей своей одеждой и Гертруда: вызывающе короткое белое платье хорошо гармонировало с её развязным поведением, которое, в свою очередь, плохо сочеталось с образом матери.
Поведение героев почти не расходилось с шекспировским текстом. Однако ему противоречило чрезмерное распитие «алкогольных» напитков персонажами, которые в оригинале не брали в рот ни капли спиртного. Вдобавок в спектакле в качестве декораций использовались лишь сценическая яма, белая стена со множеством дверей и проектор. Но, несмотря на всё это, я считаю, что спектакль удался и советую сходить на него, чтобы самостоятельно оценить его по достоинству.
Вместо послесловия.
Не могу не сказать, что эти спектакли мне не понравились — они были полны свежих решений и открытий. Всё хорошо в меру. Иногда нужно и даже полезно смотреть классические постановки. Но при этом не стоит забывать и о постановках современных, ведь из всего можно извлечь что-то новое, что даст жизненный урок.
В рамках проекта «Молодёжное открытое медиапространство», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.