КОТОстрофа! Хвостатые, на помощь!
«Зима так холодна, так бесприютна и бела. Скоро будет неизбежный дефицит тепла…». И вправду, стоя на пороге колючего времени года, единственное, чего действительно хочется, это запустить руки «в меховые животы». В таком случае настоящей экстренной помощью в этом вопросе станет кототерапия. Как говорится – то, что доктор прописал.
Отправной точкой всех замерзших становится метро Сухаревская, где уютно расположилось котокафе «Котики и люди». Познакомившись с каждым «целителем» лично, мне захотелось узнать самого главного врача – создателя лазарета для всех лишенных тепла. Позвольте и вам его представить – Владимир Кузин.
-Здравствуйте, Владимир!
-Здравствуйте.
— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания кафе.
— Я не могу похвалиться какой-то интересной историей создания котокафе, потому что мне хотелось создать свой собственный бизнес. Тогда было много идей и много дорог, по которым я мог пойти. Среди них была идея котокафе как какого-то теплого места, которое позволяет людям общаться. Я тогда был далек от благотворительности и вообще не очень хорошо понимал кошек, поэтому просто создали котокафе, как какой-то аналог японских заведений. Когда концепция воплотилась в жизнь, стали понимать, что наше первичное видение не совсем правильное. Так постепенно кафе развилось до текущего состояния.
— Может были еще какие-то предпосылки, чтобы открыть котокафе?
— Мы не хотели эксплуатировать животных, именно поэтому мы не контактный зоопарк. Мы хотели создать место, куда люди будут с удовольствием приходить.
— Долго ли кафе пребывает в таком состоянии?
— С 2015 года.
— Когда вы начинали, на рынке котокафе уже были представители или вас можно считать первооткрывателем?
— В Москве да, а так в Европе, в России первое котокафе, которое называется «Республика Кошек», было открыто в Санкт-Петербурге. Мы, конечно же, общались с основательницей и использовали тот опыт, который уже был получен.
— Пожалуй, самый насущный вопрос: откуда в котокафе появляются кошечки?
— Кошки появляются с улицы, на улице кошки появляются потому, что они убежали, их выкинули или они там родились. Это первый путь. Второй путь – пристраиваются из семей, где они больше не могут находиться по разным причинам, например переезд, аллергия, смерть.
-Сотрудничаете ли вы в этом плане с приютами для животных?
— Мы сотрудничаем с приютами для животных, потому что не можем напрямую с улицы взять кошку в котокафе. Ведь здесь целый коллектив, целая семья и все в этой семье здоровы. А 90% кошек на улице чем-то больны: от банальной простуды до более серьезных недугов. У кошек очень слабый иммунитет, и они очень легко могут заразиться, поэтому сначала кошки попадают в приюты к частным кураторам, им делают прививки, анализы, стерилизуют и только потом они появляются у нас.
-Отличается ли котокафе с юридической точки зрения от обычного кафе?
-Отличается тем, что мы не являемся кафе. Мы не являемся точкой общепита, у нас нет поваров, поэтому те жесткие нормы, которые касаются санэпидемстанции, нас не затрагивают. А кафе мы, потому что это дань традициям.
-Какие интересные мероприятия проходят в котокафе?
-Последнее время мы начали проводить «Котоночи».
-Часто ли они проводятся в заведении?
— Мы только начали это делать. Думаю, будем проводить не менее двух раз в месяц.
-«Котоночи» пользуются большим спросом по сравнению с дневными посещениями?
— И то, и другое людям нравится.
— Что касается названия котокафе: почему так называется, как появилась идея?
— Потому что мы не хотели делать заведение для кошек или для людей. Мы хотели делать заведение, где люди общаются с кошками и кошки общаются с людьми. В этом названии самое главное не котики и не люди, а самое главное это И: место, где мы все соединяемся. То есть в этом помещении котики помогают людям, а люди помогают котикам. Как люди помогают «пушистым»? Мы их нашли, мы их спасли, мы их кормим, мы их вылечили, мы им находим семьи и после этого они отсюда уезжают. Как котики помогают людям? Котики рождают эмоции, рождают любовь, ту, которую сложно проявить по отношению к человеку. Котики позволяют раскрыться, общаться.
— Есть ли в котокафе лимит на определенное количество кошек? Их бывает слишком много или наоборот слишком мало?
— Конечно, лимит есть, точно также, как и людей. Если мы имеем однокомнатную квартиру, а в ней 10 человек – это еще более менее нормальная «тусовка»; 20 человек -уже тесно. Когда тесно, все испытывают дискомфорт, все начинают ссориться. Точно также и кошки. То есть можно их набить и 40, но они все будут чувствовать себя несчастными.
— Как известно, котики бывают с разными характерами. Поскольку в котокафе живет не менее 24 кошек, бывают ли такие ситуации, когда котики ссорятся? Как такие ситуации решаются?
— В Новой Зеландии, насколько я понимаю, был принят «Постулат о животных». В котором говорится, что каждое животное – это мыслящее и чувствующее существо. Это на самом деле так. Каждая кошка – это личность, у каждой кошки есть эмоциональный аппарат, который чуть проще чем у человека, однако эмоции у них есть – это и зависть, и злость, и добро, и сочувствие. Бывают кошки яркие, бывают скучные… Но кошки это не стайные животные, то есть несмотря на то, что они живут в прайде – это их способность, там нет какого-то единого лидера и у них нет желания всех построить по единым правилам. Они живут все обособленно. В нашем случае это не какой-то отряд из 24 солдат, где есть, например, новичок. Они сами по себе. Скандалы бывают, ссоры бывают, драки бывают, но люди чаще ссорятся.
— С духовной точки зрения помогло ли Вам как-то открытие котокафе?
— До открытия котокафе я был интровертом, а когда я открыл котокафе, мне поневоле пришлось стать экстравертом.
— Когда котик находит хозяев, какие эмоции Вы больше испытываете: грусть, что ваш питомец уходит или радость, что он обретает семью?
— Сейчас только радость, потому что мы пристроили уже около 250 котиков. Раньше, когда мы только начинали это делать и уходили самые первые котики – да, были и переживания, и слезы. Мы даже котиков отдельных не хотели отпускать, потому что привыкли, потому что люди их любили. Сейчас мы понимаем, что одна кошка уйдет и на ее место придет другая и ее нужно будет точно также любить. Поэтому не имеет смысла держать: стоит взять, принять, обнять, помочь, пристроить и снова идти дальше.
— Владимир, что Вы думаете о проблеме бездомных животных?
— Это очень сложный вопрос. В мире этот вопрос решается: есть известные рецепты, как его решить, они все уже наработаны, и в России их просто надо применить. Сделать закон о животных, сделать необходимые правила, постепенно снижать поголовье бездомных животных. Здесь вопрос только в том, что текущее состояние дела кому-то выгодно, скорее всего, там стоит вопрос денег. Основной рецепт очень простой: закон о жестоком обращении с животным, стерилизация, налоги… А главное — постоянная работа государства и волонтерского сообщества, по тому, чтоб доказывать людям, что стерилизация это хорошо, что кошки — домашние животные, поэтому они на улице не выживают.
— Считаете ли Вы котокафе хорошим альтернативным методом борьбы с этой проблемой?
— Да, конечно.
— Есть ли какие-то интересные истории связанные с котиками?
— Конечно, я могу рассказать такие истории.
Мы выступали на выставке и там у нас было мобильное котокафе – это такой куб, где сидят кошки, которых мы берем из приюта. Туда заходят люди и могут с ними общаться. Там была кошка Зося, которая мне очень понравилась, потому что она была очень контактная. Если все кошки, которых первый раз привозят на такие мероприятия стесняются, то она сразу идет на руки, общается, мурлычет. Я стал беседовать по поводу Зоси: мне рассказали, что она давно живет в приюте, ей года три, она очень контактна, поэтому она бежит ко всем людям и всем своим видом выражала желание, чтобы ее погладили. Так как она не была котенком, а уж тем более не была породистой, ее никто не забирал. Мы решили взять ее в котокафе. Буквально на следующий день к нам пришла пара, которая сказала, что это кошечка их мечты.
Другая история про кота Семена. Кот Семен – обычный, толстый, черный кот. Он жил в семье у единственного хозяина, а у того неожиданно открылась аллергия: такое бывает. Хорошо, что на тот момент существовали мы, и хозяин пристроил Семена к нам. Обычно, есть мнение, что кошка гуляет сама по себе и ей все это не важно: она не привязывается. Это все, конечно, не так. Бывают кошки холодные, но тем не менее, если они внешне ничего не показывают, то внутри сильно переживают, просто не совсем так, как люди. И за 7 лет кот Семен очень сильно привязался к хозяину и поэтому очень расстроился, когда мы повезли его в котокафе. Где-то полгода он провел только на подоконниках: ждал, когда хозяин за ним снова придет. Мы пытались его пристроить, но люди отказывались из-за его возраста. Поэтому мы устроили целую пиар-акцию: везде рассказывали про Семена, про его историю, давали платную рекламу, пока эту рекламу не увидел сын отставного полковника, который рассказал папе про Семена. И полковник сказал: «Семен хороший солдат, я хочу, чтоб у меня в семье был такой верный боец». И все, он взял Семена к себе. Конечно, кошкам в котокафе хорошо, но кафе – это только предпоследнее место перед тем, как они обрету свое счастье в семье. Там они полностью раскрываются, потому что чувствуют себя дома. Так и Семен раскрылся и стал невероятно красивым котом.
— Что касается штата сотрудников котокафе: это должен быть человек определенной профессии или сюда может прийти любой, кто любит кошек?
— Любой человек, который испытывает любовь к кошкам и который испытывает любовь к людям.
— Как бы вы в трех словах описали атмосферу в этом заведении?
— Она для каждого своя, однако ключевым словом будет «дом».
-Спасибо за искренность и теплую беседу.
В качестве профилактики осмелюсь порекомендовать котокафе «Котики и Люди» в Инстаграме, Фейсбуке или Вконтакте. Что ж, теперь, имея четкий план лечения, каждая, даже самая отчаявшаяся душа, найдет своего целителя, который избавит ее от любого недуга. А мне лишь остается вам пожелать заМУРчательного настроения.