#ЮНСЛОВО | МЫ ВАМ НЕ ТЕ
Май. Только 9 утра, а солнце уже бьет по щекам, заставляет хоть чем-то заняться. Листаю ленту: «Артек», фотки, литературные мемы, реклама какой-то «Апологии»… Что-то связано с поэзией. По описанию уже интересней чем Стихи.ру. «Пойду».
Проект «Апология поэзии», а теперь уже «НОВОГОДНИЙ СЛЭМ» – это «московское поэтическое подполье и просто отдушина для всех тех, кого задолбала выхолощенность столичной творческой атмосферы», как описывают фест сами организаторы. Если говорить обычным языком, то апология – это защитительная речь. Здесь – защитительная речь современной поэзии. Новая, переосмысленная «Пощечина общественному вкусу».
Если «Апология» — пощечина, то Леонид Ткачев – зачинщик драки, который 30 декабря будет вести свой уже четвертый бой. Чтобы он был зрелищным, Леонид каждый раз ищет 12 достойных бойцов Слова и не менее достойных рефери, что уж говорить о площадке. Он устраивает поэтическую борьбу идей, мнений, образов, где на первом месте стоят смысл, подача, эмоции, порыв и свобода творчества.
В этот раз Леонид подготовил что-то с бикфордовым шнуром. Что-то, что должно «распотрошить» нас и «отбросить поэтической волной на пол». Ну как об этом не спросить?
— В постах рассказывается, почему ты решил создать Апологию и зачем, но ни где ни слова КАК это получилось. Может, есть какая-то история, а-ля, сидели мы с Мишаней в баре и…
— Привет. В яблочко.
Сидел я как-то с Мишаней в баре. Он мне про свой стартап, я ему — про свой. Он мне про бар с резиновыми куклами, я ему — про поэзию.
Мысли о поэзии зачастую находятся там, где и не принято искать ничего возвышенного. Да и мысль о возвышенности поэзии — это мысль последняя.
В первую очередь, речь об эстетике.
А эстетика тут: в словах, явлениях, вещах, поступках. Возвышаться не надо. Наоборот, чтобы понять и ощутить поэзию, нужно не летать в пелене абстракций, а Быть. Где-то на земле.
Так и получился как-то мой фестиваль: понял, что куклы в баре — это, конечно, интересно, но словесные куклы куда больше могут вместить в себя компонент художественности.
— Поговорим о жюри. Респект, что пытаешься поддерживать соревновательный дух среди поэтов. Как говорится, конкуренция – двигатель рынка. Как ты выбираешь тех, кто будет несколько часов «жить на вершине Олимпа»? Не приходилось ли тебе слышать в адрес проекта вопросы возмущения, мол, зачем жюри, да разве можно ставить баллы как на ЕГЭ за искусство и т.п. Может, есть или были мысли как-то изменить систему оценивания выступления?
— Жюри на нашем декабрьском фесте как такового нет.
Я потихоньку, планомерно отхожу от этой грубой системы оценивания участников. Именно по той причине, что кто-то на время нашего мероприятия «живёт на вершине Олимпа», как бы странно это ни звучало (у нас всегда с оттенком иронии употребляется), а кто-то — простой смертный, мучающийся на червивой земле.
Роль палачей будут исполнять зрители. Пускай они изъявляют свою волю. Пускай их коллективное (что-то) будет стремиться в какую-нибудь сторону, а не пассивно стоять и слушать провозглашенных «полубогов с Олимпа».
Не, мерзость какая-то, лучше больше не играться с такими воодушевленными образами.
Шутка себя исчерпала))
Будут ли жюри у нас впредь — не знаю. Всё зависит от того, в рамках какой концепции будут проходить мои следующие ивенты. Я ведь весь такой разный — каждый раз что-то новое в голову ударяет. Хочется делать крутое, оторванное от глупой шаблонности, от простых и бестолковых фраз и действий.
А жюри (в каноничном виде) — это такой вот пережиток, который, в конечном итоге, сам себя поглотил и пережевал. Да, баллы — это очень странная штука. Атавистическая.
А по поводу «Конкуренция — двигатель рынка».
Камон, у нас ведь не экономическая система — у нас раздуваются только мыльные творческие пузыри, которые лопаются, разъедая глаза слушателям.
Вот это классно. Но не надо больше об этом.
— Не знаю, как сейчас, но на втором фесте, вы покупали участникам на их деньги шоты. Они их выпивали перед выступлением, чтоб убрать страхи. Действительно ли, чтоб прочитать стихи и почувствовать себя поэтом надо «запихнуть за шиворот кадык»?
— Не, чтобы прочитать стихи и почувствовать себя поэтом, нужно в течение всей своей сознательной жизни только этим и заниматься, а вот потом, придя уже к нам, показать, каких высот на поприще алкоголизма ты добился. Если будешь хрипеть, конвульсивно дёргаясь руками в такт своему поэтическому рыку — то тогда всё хорошо, ты толковый поэт.
Если серьёзно (как будто я не серьёзен сейчас), то этот элемент нашего феста введён для того, чтобы дополнить общую непринужденную атмосферу.
Короче, есть вон — условно — те столичные мероприятия поэзии, куда приходят люди почитать свои стишки для своих родителей и близких им друзей — настолько близких, что они даже соглашаются с ними приходить на подобные скучные вечера. Вот. А есть то, что делаю я, например. В своём сознании я чётко разграничиваю первое и второе, потому что то, что я делаю, встаёт в оппозицию большинству поэтическим ивентам. По крайней мере, в рамках столицы. А чё там у хох… что там за мкадом — я слабо себе представляю. Но экспансию со своими ценностями и взглядами проводить буду. Однозначно.
У них пьют чай (ничего не имею против), а у нас шоты, например.
Это нужно для того, чтобы показать: мы вам не те.
Разграничить не только словами, но и какими-то мелкими действиями.
— Сейчас литературное общество разделилось на два «племени». Первое – «томные барышни» и «почтенные господа, пишущие махровые баллады про друзей» скучной рифмой. Второе – «нетакиекаквсе», тематикой произведений которых являются сигареты, многоэтажки, кухни, поезда, «пятерочки», тяжелаяжызнь. Из какой группы вы отбираете участников проекта? Из чего-то между? Или вытаскиваете из третьей, которую мало кто ПОКА замечает?
— Племя — это про первобытность. Мы всё-таки люди, примкнувшие к цивилизации.
Создаём странички на stihi.ru. А, чёрт, плохой пример…
Но неважно.
Вот ты про систему оценок и ЕГЭ заметил, сказав, что это весьма условные вещи, а сам потом занимаешься категоризацией. Вот таких категорий, которые вывел ты, точно нет. Можно, конечно, с большим натягом какие-то группы поэтов выделить, но это будет несерьёзно всё и смешно — прямо как общее состояние поэзии на сегодняшний день.
Нет. Группы поэтические образуются тогда, когда наступает целая богатая эпоха поэтов, но сейчас об этом говорить нелепо, потому что не то время, а вернее, не то качество времени.
Это что касаемо поэтической категоризации.
А что касается отбора участников, то тут должен следовать большой мой текст о том, как я эволюционировал от создания тем с заявками для поэтов до уже персонального отправления приглашений выбранным столичных поэтам, но я так часто в ходе каких-то попоек об этом рассказывал, что, мне кажется, все уже всё знают.
Да и это очевидно: поэтов мало хороших.
Трудно ищется. Выискиваю их везде, где только можно. Выискиваю их, как правило, сам.
Мало тех, кто с хорошим вкусом (а для меня это важно), с той системой взглядов, которая делает из человека не просто типичного городского обывателя, а именно Личность, и если ты являешься этой Личностью, то тогда, значит, у тебя есть тот базис, на основе которого может уже сформироваться в тебе Поэт.
Без этого условия поэта в человеке не появится.
В Личности — да, в человеке — вряд ли.
— Ты говоришь, что на фестивале/слэме требуешь от авторов не просто чтения стихотворений, а настоящего поэтического перфоманса, чтоб поэты своими произведениями бросали вызов публике. Тебе не кажется, что это уже было (вспомним выступления футуристов) и надо искать что-то новое, чем-то другим пытаться воздействовать на человека?
— Новое — это что? Трансгуманизмом будем обмазываться?
Я могу лишь только в архивных записях копаться да в стенограммах, составленных в те времена, чтобы сформировать понимание того, как было ТОГДА.
А я хочу лишь, чтобы СЕЙЧАС было как-то удобоваримо.
Чтобы не хотелось пробить своим кулаком свой лоб, когда приходишь на поэтические чтения в Москве и слушаешь это.
А чтобы хотелось от эйфории и восторга пробить голову кому-нибудь другому.
Так должны воздействовать поэтические чтения на человека.
Ну, я говорю про то, что она даже вызывать в человеке чувство силы, жизни, а не тотальное бессилие и разочарование.
— Расскажи тем, кому лень читать первые посты: что изменилось с перового феста? Чем удивит, «взорвет» все внутри нас Новогодний слэм?
— Он взорвёт вас изнутри.
Ваши нераскрытые в глубине души хлопушки, фейерверки, бомбы взорвутся, как только вы придёте к нам.
Мы даём силу и
ощущение жизни.
— Обычно, в таких предновогодних интервью предлагают гостям что-то пожелать читателям. Сделаем наоборот. А что МЫ, которые уже делают репосты записи объявления о новогоднем слэме, можем пожелать тебе и Апологии?
— Пожелайте в новом году под ёлкой поэтов с ножами и улыбкой.
Ножи — это остро.
Улыбка с ножами — это экспериментально и безумно.
Хорошая поэзия — жизнь, а плохая — смерть.
Спасибо.
Корреспондент и автор проекта: Владимир Билык
Редактор: Татьяна Ковтун