>
Ребёнок войны

Ребёнок войны

Длинные истории

Почему многие вспоминают о ветеранах Великой Отечественной Войны только в дни празднования победы, 9 мая? Поверьте, очень интересно пообщаться с человеком, который пережил это, помнит, как все было, и может рассказать все в мельчайших подробностях. Ребята из Совета Старшеклассников Советского Района 24 января съездили к Людмиле Алексеевне Солдатовой. 

 

 

 

Людмила Алексеевна Солдатова — председатель памяти жителей блокадного Ленинграда, сама в прошлом жительница блокадного города. Но обо всем по порядку.

 

 

 

Когда началась война, ей было всего 4 года. Отец ушёл на фронт, и после этого от него не было ни писем, ни сообщений. Как сказали позднее — пропал без вести. Вместе со своей мамой они куда только не обращались, но поиски не дали результатов. Людмила Алексеевна вспоминает: «Ему на начало войны было 35, он ушёл добровольцем. Потом получили извещение: «пропал без вести»». 

 

 

Рассказ о своих детских годах она начинает со слов о маме: «Ей было 30 лет и трое детей. И когда началась война, она поседела, постарела, выпали некоторые зубы, ей давали 70 лет. Вместе с братом мама везла их на санках через замерзшую Ладогу, а старшую сестру несла женщина, так как у сестры опухли ноги. Мы ей пообещали булку хлеба на «большой земле», и она согласилась». Они уехали, сами не зная куда. Приехали на родину мамы — Великий Ростов. Там младший брат умер от истощения. После отправились в Кемеровскую область к маминой сестре. После войны вернулись в Ленинград, но квартира была разбита, и в пригороде им дали комнату, где прожили до 1947 года. Людмила Алексеевна вспоминает: «была карточная система, жить было очень тяжело. Когда мы с сестрой ходили за хлебом, по дороге обратно съедали свою порцию. А когда приезжала мама, она привозила крошки, сметенные со стола.» 

 

 

 

— Людмила Алексеевна, как вы учились в школе?

 

 

 

— После войны я поступила в школу. А в Центральном Руднике, где мы жили, работали в основном ссыльные немцы и латыши, и в классе были немецкие ребята. Своих друзей я как сейчас помню по именам и фамилиям. В 1953 мама увела нас в Горячий ключ, потому что я заболела воспалением лёгких. А в 1954, когда я училась в 9 классе, она умирает. Ей было 43.

 

 

 

— А что было дальше, после школы?

 

 

 

— В 1957 году мы с подружкой приехали в Уфу поступать в Медицинский Университет, но я не поступила и пошла работать на завод револьверщицей. Это как токарь. Прошла подготовительные курсы и поступила в Авиационный техникум на вечернее отделение. Потом работала на двух заводах. В 1965 году мы уже купили квартиру, у меня были сын и дочка. С завода ушла в работать институт.

 

 

 

— Нужны ли какие-то документы, чтобы доказать, что вы житель блокадного Ленинграда?

 

 

 

— Чтобы доказать, что я блокадница, могу сказать, что я не знала даже, где мы жили. И сколько ходила по разным ветеранским организациям, какие нужны документы, чтобы подтвердить, что я во время войны жила в Ленинграде, мне никто не мог сказать. Однажды в Москве на Новодевичьем кладбище я встретила блокадников, и они мне рассказали, что где и как можно узнать, какие документы нужны, чтобы знать, где мы жили и как. После этого мне из Москвы прислали документ и знак «житель блокадного Ленинграда», тут написано 900 дней и 900 ночей, подтверждающий, что я жила в блокадном Ленинграде. И вот уже с 1992 г. существует организация блокадников в Санкт-Петербурге. Как оказалось, в Башкирии очень много блокадников разных возрастов. Их поиском занимались волонтёр и корреспондент. 8 сентябре 2017 года в Курултае было собрание, где меня избрали председателем.

 

 

 

— Расскажите об организации памяти жителей блокады Ленинграда.

 

 

 

 

— В прошлом году приняли положение принимать в организацию потомков блокадников — тех, у кого родители жили в блокадном городе. Мы собирались в национальном музее, и там я отчитывалась о нашей поездке в Санкт-Петербург, где нас приняли в Международную Ассоциацию Блокадников. Мы стали 108 городом в ней. Чтобы туда вступить нам нужен был свой устав, оформляли юстиции.

 

 

 

— Какова цель вашей организации?

 

 

 

— Цель нашей организации — передать память молодому поколению, чтобы истину исторических событий не искажали, а также помощь инвалидам, так как некоторые из нас уже имеют проблемы со здоровьем.

 

 

 

— Сохранились ли какие-то записи, дневники жителей блокады?

 

 

 

— У меня есть две книги, где сохранены фрагменты из дневников жителей блокады. А так их можно посмотреть на разных сайтах, в архивах, в библиотеках, куда переданы дневники и книги о блокаде.

 

 

 

— Помните день победы?

 

 

 

— Помню, как все ликовали, праздновали. Я пришла к маме на работу, и мы плакали — отца нет, пропал.

 

 

 

— Что для вас представляет ценность, связанную с войной?

 

 

 

— Хлеб. Когда была карточная система, его было очень мало, и сейчас без него я не могу, у меня всегда должен быть хлеб. Даже сейчас на балконе лежит запас, чтобы, когда у меня закончится, он был. Я даже крошки хлеба не могу выкинуть. Раньше из солярки, горчицы лепешки пекли. У некоторых даже осталась привычка целовать хлеб. Жуткое время было.

 

 

 

После Людмила Алексеевна расспрашивала ребят о Центре Детского Творчества «Глобус». Они охотно рассказали о том, чем они занимаются. Встреча прошла в очень теплой и дружеской атмосфере. Людмила Алексеевна поблагодарила ребят и добавила, что всегда рада гостям и готова рассказать о своей жизни.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×