>
То, что не можешь забыть…

То, что не можешь забыть…

Длинные истории

Июнь. Ленинград. Лето было достаточно тёплым. На площадках играли дети, проходили футбольные матчи, шли различные фильмы. Люди планировали, как проведут 3 летних месяца, с нетерпением ждали чего-то. Но было одно «но». То лето стало одним из самых трагичных в истории нашей страны. Лето 1941 года.

 

 

«Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…» — прозвучал голос Вячеслава Михайловича Молотова из репродукторов 22 июня 1941 года. По словам ленинградцев, оповещений о начале военных действий не приходило до 12 часов дня. А потом начались постоянные тревоги, звуки сирен стали ежедневной обязательной музыкой, а страх и голод — верными спутниками на несколько лет.
Моя прабабушка, Титова Людмила Николаевна, провела в Ленинграде все 900 дней блокады. Она родилась в семье коренных ленинградцев. Папа, Николай Антонович, был освобождённым секретарём парторганизации ремонтно-механического завода на Невской заставе, перед войной переведён работать секретарём в райком партии Ждановского района, мама занималась домашними делами и детьми.

 

 

 

Их было четверо, четыре девочки, старшей только недавно исполнилось 9 лет. Прабабушка часто вспоминает о том, как они жили в довоенное время. Отец каждый день приносил конфеты, когда возвращался домой после рабочего дня, мама учила читать, писать, вышивать, готовить. Кстати, одним из самых любимых блюд у них в семье была печенка. По рассказам Людмилы Николаевны, она брала табуретку, садилась рядом с плитой и с нетерпением ждала, пока будет готово.

 

 

 

Но война разбила тарелки, разбила надежды, разбила семьи, угас детский смех. Сначала умер папа моей прабабушки, однажды не вернулся с работы, а потом и маленькая сестричка. «Я помню, как отдавала Ларочке свой кусочек хлеба, а мама меня ругала. Она говорила, что девочка всё равно не выживет, поэтому отдавать свою порцию нет смысла. А я смогу побороться за жизнь», — вспоминает Людмила Николаевна.
Детям слишком быстро пришлось повзрослеть. Они занимались различной работой наравне со взрослыми: дежурили на крышах и чердаках домов, сбрасывали зажигалки, тушили в бочках с водой и песком фугаски, ходили на Неву за водой, это были очень трудные походы, особенно зимой, стояли в очередях за хлебом, который привозили в магазин не каждый день. Бывало, простаивали всю ночь, а утром хлеб не был доставлен. Невозможно представить родителей, которые не знали, когда в последний раз увидят своих детей и смогут ли вообще увидеть. Моя прабабушка рассказывает, как мама всегда говорила, чтобы они с сёстрами не прятались в туалете во время бомбёжек, а сразу бежали к ней и спускались в бомбоубежище, в то место, которое стало самым безопасным на время войны. Туда бежали без надежды вернуться в свой дом, главное, остаться живым, хотя и на это мало кто рассчитывал.

 

 

 

Каждый прожитый день был праздником для жителей. Люди благодарили всевышние силы за возможность проснуться, открыть глаза, дышать. Но бывали и другие мелкие поводы для радости. Это запуск трамвая в апреле 1942 года после трёхмесячного перерыва, что стало настоящим потрясением для фашистов, различные театральные представления, голос Ленинградского радио. С удовольствием дети слушали сказки артистки Марии Петровой, стихи Ольги Берггольц. Измождённые детские лица улыбались, и именно тогда вселялась надежда в победу, рождалась вера и расцветала любовь. Кроме того, Ленинград всегда был в годы войны и остался центром культуры. Люди всеми оставшимися силами пытались сохранить это почётное «звание». Жители много читали газет, журналов, книг, постоянно печатавшихся в типографиях.

 

 

 

Сила духа была в каждом ленинградце, они любили свой город, и в этом заключался героизм. Фашисты не вошли в город на Неве. Горожане этого не позволили. 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано. После войны многие жители стали выезжать из города, так как не могли оставаться там, где потеряли близких. Семья моей прабабушки не стала исключением. Так они попали в Выборг и начали жизнь с чистого листа без малейших напоминаний о прошлом. Мама Людмилы Николаевны сожгла практически все фотографии и документы, чтобы ничто не напоминало об умерших муже и дочке.

 

 

 

Шли годы. Военное эхо медленно стихало. Стали восстанавливаться города, жизнь людей перестала быть ежедневной схваткой со смертью и дружбой со смертью. Да, было тяжело, продуктов не хватало, но героическое население смогло вытерпеть это. Моя прабабушка закончила вечернюю школу, педагогическое училище и стала учителем начальных классов. 56 лет она проработала с детьми.

 

 

 

После выхода на пенсию она стала участником организации «Общество жителей блокадного Ленинграда» у нас в городе и уже несколько лет является его председателем. Война не сломила людей из блокадного братства, не обозлила, они продолжают жить, радоваться и помогать друг другу в трудные минуты. Часто блокадники посещают различные мероприятия, экскурсии, концерты как у нас в городе, так и в области. Например, 22 ноября 2017 года делегация блокадников была на митинге во Всеволожском районе Ленинградской области «76 годовщина Дороги Жизни», которая работала с 22 ноября 1941 года по январь 1943 года.

 

 

 

Большая работа идёт с учащимися школ по патриотическому воспитанию. Ребята радуются встрече с блокадниками, задают интересные вопросы, с удовольствием слушают интересные рассказы о тяжелом ленинградском детстве. «Пожилым людям нужны внимание, забота о них, необходима помощь в трудную минуту. Всё это они могут получить в нашей организации. Мы поздравляем юбиляров с днями рождениями, собирая их за круглым столом с чаепитием, цветами, сувенирами, устраиваем дни памяти с возложением цветов и венков на Пискарёвском мемориале, дарим книги о блокаде в школы нашего города, рассказываем о войне ребятам, так как история должна жить. В этом и заключается наша работа», — поделилась Людмила Николаевна.

 

 

 

Время идёт. Люди стареют. Каждый день дети войны, к сожалению, покидают нас, но оставляют свой след в лице детей- потомков. В Выборге есть 10 человек с официальными удостоверениями «Потомок жителя блокадного Ленинграда». Это означает, что именно эти люди после ухода своих родственников, переживших войну, смогут сохранить историю и передавать её дальше.

 

 

 

Война — это самое ужасное, что может произойти. Она неумолима и беспощадна. Ей далеко наплевать, кто будет страдать: дети, взрослые, старики, женщины или мужчины. Она сметает и коверкает всё, что нажито людьми, меняет порядок существования, политику государств. Это болезненный процесс, как физически, так и морально. Даже не хочется представлять, каково жить с этим горьким воспоминанием людям, которые были непосредственными участникам всей этой мясорубки. Хочется верить, что трагедия такого масштаба больше никогда не постучит в наши двери, цветочки продолжат цвести на подоконниках, а Дед Мороз будет радовать детей подарками под ёлкой.

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×